Тотальная демократизация –
мечта посредственности и смерть культуры
Всё, что имеет отношение к Розе Мира, не может не являться (и по сути, и формально) моделированием будущего. Моделирование будущего происходит в сознании человека, как только он начинает медитировать или на содержании самой книги Даниила Андреева, или на той картине мира, каковой видится человеку будущая эпоха глобального мироустройства. Вне зависимости от того, видятся ли прогнозы Даниила Андреева утопией, воспринимаются ли буквально, полемизирует ли с автором трактата читатель в тех или иных вопросах, – в сознании выстраивается определённая модель будущего, на которую человек начинает работать в текущей реальности.
Данная ветка посвящена осмыслению двух полярных духовно и качественно проекций Розы Мира (и книги, и культуры, и эпохи) в творческом сознании человека и, как следствие, в творящемся времени, воспринимаемом нами как будущее. Используя терминологию некоторых последователей Розы Мира, я назвал духом родонизма тот дух, что при начальном формальном сходстве внутренне враждебен духу Розы Мира так же глубоко, как был враждебен христианству дух инквизиции; и попробовал показать на конкретных сетевых примерах его духовное содержание.
Дух родонизма использует в качестве ложных альтернатив две социальные модели: ортодоксально-вертикальную модель и демократически-сетевую. Обе отражаются в своих основных характеристиках и на тех форумных площадках, где этот дух стал доминирующим. Обе модели в самой своей глубине не только ничего общего не имеют с Розой Мира, но и противоречат ей буквально в каждом реальном проявлении: вопиющая пропасть между декларируемым и осуществляемым на практике и есть отражение той духовной пропасти, что лежит между родонизмом и Розой Мира.
Хочу вновь остановиться на одном конкретном проявлении духа родонизма, а именно: на переносе демократического государственного устройства на те области культуры и человеческой деятельности, для которых такой перенос и такая структура являются смертным приговором.
Сам по себе эксперимент по созданию виртуального демократического форума-государства, упорно проводимый духом родонизма в течение нескольких лет над пленёнными его демагогией душами, не вызвал бы ничего, кроме иронической улыбки и сожаления о потраченном людьми впустую времени, если не знать, какой страшной потенцией обладает этот дух и каковы его настоящие задачи. Дискредитация Розы Мира и окарикатуривание творчества Даниила Андреева – лишь самая первая и наиболее очевидная из них. Чтобы увидеть хотя бы в общих чертах другие цели этого духа, попробуем просто экстраполировать вроде бы безобидный форумный эксперимент, проводимый над двумя-тремя десятками душ, на большие культурные организмы.
Пафос демократизации, переносимый из государственной сферы на коллективную культурную реальность, например реальность письменной речи (форум), становится смертельным ядом для организма культуры. Если в таком организме авторское начало подменяется административным, авторы – сменяемыми менеджерами через формальное голосование, то исчезает сама иерархия качества (которой и является культура по определению!) Нет иерархии качеств и ценностей – нет и культуры, её просто нет.
Демократизация культуры и есть подмена иерархии качества бюрократической имитацией, а в пределе уничтожение иерархии как таковой и воцарение тотального равенства, где нет и быть не может никакого различия между мазнёй и шедевром: автор мазни и автор шедевра обладают одинаковым весом в демократической системе "один человек – один голос". В такой структуре не сможет выжить никакой коллективный творческий проект. Если редактора, режиссёра или архитектора будет избирать и переизбирать большинство работников проекта, то вместо журнала, спектакля или здания в итоге получится бесформенная куча мусора. И не просто строительного мусора, но мусора слов и, как следствие, отношений и чувств. Социальные отношения становятся антисоциальными: вместо содержательного диалога длится бесконечный спор, где стороны поглощены и питаются самим процессом полемики и давно позабыли и её предмет, и её смысл.
Демократизированная культура – это извечная мечта посредственности, торжество энтропии и графомании. Что мы и видим на той форумной модели, которой дух родонизма навязал свой растлевающий душу эксперимент. Для графомана такая квази-культурная среда, где качество текста уже не играет никакой роли и где все равны, это и есть настоящая свобода и жизнь. Но для таланта и творца – это духовная тюрьма, что хуже смерти.
Мы могли снисходительно пошутить над странным желанием переносить реальность государственную на реальность культуры и назначать голосованием тех, кто будет временно выполнять административные функции (желательно, безлично и объективно, то есть исключительно по формальным признакам) и таким способом определять ценность текстов, – если бы теперь в нашем мире пафос постмодернизма не побеждал культуру, если бы все иерархии качества в ней не разрушались тотальной иерархией количественного успеха, если бы буржуазный дух не взгромоздился серой тушей на культурный Олимп, изгоняя оттуда всех своих конкурентов. К великому сожалению, родонистские форумные эксперименты находятся в глобальном мальстриме: безликие менеджеры, а не творцы должны назначаться волей большинства во главе будущих культурных организмов. Сменяемость власти и есть для посредственности залог свободы и равенства для всех. А талант посредственность воспринимает именно как насилие над ней (отчасти, так оно и есть).
В подлинной культурной реальности сменяемость находится во власти времени и происходит естественным путём, а иерархичность определяется дарованием и качеством, каждый творец в такой иерархии уникален и незаменим. В антикультуре – всё вверх ногами: массовое и типическое обеспечивает спрос и успех, все заменимы и безлики.
Так как культура будущей эпохи должна стать синтезом коллективного и индивидуального творчества, то структура её коллективной составляющей определяет в конечном итоге и главный духовный вектор. В качестве альтернативы тотальной демократизации культуры дух родонизма предлагает жёсткую ортодоксальную вертикаль. И этот хрен редьки не слаще: в такой вертикали наверху оказывается та же посредственность , так как иерархия выстраивается вновь не по качественному принципу, а по верности букве, по принадлежности к какому-то идеологическому лагерю или по тому же количественному формальному успеху. Предлагаются две как бы альтернативные системы, каждая из которых претендует на универсальность и не в состоянии терпеть рядом с собой никаких иных систем и структур. Ни о каком духе диалога в модели будущего, навязываемой духом родонизма, просто не может идти речи.
Демократические (по сути постмодернистские) эксперименты над культурой льют воду на ту же чёртову мельницу, что и космополитическая денационализация, или протестантская борьба с церковной иерархией, или демократизация иерархии родовой: родителей №1 и №2, с помощью надзорных демократических инстанций, можно и переизбирать. Это тот путь, в конце которого человек должен освободиться от всех иерархических структур (кроме одной) и стать безликой экономической функцией, ценность которой определяется цифрами на банковском счёте. Это голубая мечта буржуазного духа, духа мира сего и самодовлеющего здравого смысла: ценность человека определяется не тем, какой есть человек, а тем, что есть у человека.
Одна беда: человеческая природа не сможет удержаться на секулярной плоскости – и как только денежная иерархия станет единственной, она рассыплется, будто и не бывало, и человек провалится в хаос, и возопиет о вертикали. Тогда и подсунет ему, свободному, дух хитрый свою вертикаль. Бездуховность (пошлость) лишь способ закрыть человека от Высшего и освободить в нём ту пустоту, в которую польётся духовная тьма.
Секулярное общество и демократическая культура существуют только в абстрактных схемах, а в природе есть лишь различные иерархии духов. Ни Бога, ни дьявола невозможно переизбрать голосованием или назначить временным менеджером. Перенесение государственных демократических процедур на культурные, церковные и родовые иерархии приводит к исчезновению самих этих структур. Человек (гражданин мира) остаётся без нации, без культуры, без церкви и семьи. Единственная опора – банковский счёт (пока он есть).
первоисточник -->
Вече посрамлено! --> Молодец, Ярослав!
Хочется закончить словами А.Гитлера:
Гитлер писал(а):«Человек, рожденный быть диктатором, не подчиняется чужой воле, он сам воля; его никто не подталкивает, он сам идет вперед, и ничего предосудительного в этом нет. Человек, которому предназначено вести за собой народ, не имеет права сказать: «Если вы хотите меня, я приду». Нет, его долг – явиться самому!»