На немногих эзотерических площадках, которым я уделяю внимание, дружно выразили соболезнования всвязи со смертью писателя Мамлеева. Заглянул в контакт к Дугину и он написал совсем коротко:
«Умер Юрий Мамлеев. Человек, который видел то, что есть на самом деле. Царство!»
Потух Дугин…. Видимо так и не дождался своего Солярного Путина…Без огонька стал писать…Иногда совсем коротко пишет о вещах весьма важных…
Но к своему стыду мне был неизвестен Мамлеев. Не помню, чтобы на розамирических площадках о нём кто то вспоминал…Или просто не обращал внимания ? Хм…Мамлеев….Мамлееев…Решил я поинтересоваться его творчеством ….Тем более решил его книги почитать, когда услышал, что его сравнивают с Даниилом Андреевым.
Хм. Я конечно за столь короткое время не смог все книги Мамлеева прочитать и со многим знаком читая по диагонали или в ознакомительных отрывках. Но в основном и целом суть ухватил. Буду дополнительно изучать, а пока вкратце спешу ознакомить и вас , друзья мои, с основными идеями религиозно – философских концепций Мамлеева. Книги у Мамлеева интересные…Одни названия чего стоят…
« Мир и хохот»… « Крылья ужаса»… « Блуждающее Время « и всё в таком духе…Целое новое литературное открыл Мамлеев – метафизический реализм. Его книги переведены на многие языки мира. Цепляют его тексты так, что становишься как Буратино после героина, а я такое каким то образом упустил. Будем исправлять.
Итак только коротенько, выжимая воду и выделяя главное.
Метафизический реализм – это открытие новых путей в изображении мира при помощи синтеза различных подходов – литературно-образного, социально-антропологического, мистического и т.п
Какие то общие мотивы с трансфизическим методом познания, как у Андреева, явно присутствуют.
Но хочу сразу сказать. Мамлеев вероятно не был духовидцем в том смысле в котором был духовидцем Андреев.
Технических деталей с подробным описанием закоулков Шаданакара у Мамлеева искать не надо.
У Мамлеева скорей интуитивные догадки …. Например,если Андреев прямо пишет о Небесной России и трансфизических иноматериальных слоях связанных с нашей метакультурой как о факте, то Мамлеев скорее говорит о них как не о факте, а как предположительной реальности ( Мамлеев как бы угадывает, что эти измерения связанные с Россией должны быть потому что не могут не быть). И некоторые догадки мне кажется гениальны. Мне этот человек представляется как всю жизнь стоящим на грани Яви и Нави, но так и не сумевшим эту грань преодолеть, подсматривая только в какие то трансфизические щели. На грани стоял. Я где то писал, что на самом краю Нави почутья свои бывает очень страшно описывать. На самом краю даже страшней, чем за край заглянуть. Поэтому Мамлеев заявлял, что сам боится своих книг и действительно сюжеты есть страшноватенькие и не для слабонервных.
Первые книжки Мамлеев написал в шестидесятых годах. И тогда уже можно заметить общий сюжет. Главные герои книг всё пытаются в Навь заглянуть, да не знают как этих стражей порога и камни преткновения обойти и обрушить перегородки миров.
Первая книжка вроде называлась « Шатуны». Ещё сам не читал толком, но сюжетец леденящий кровь.
У Достоевского помнится Раскольников бабушку топориком тюкнул, чтобы деньгами овладеть, а герой книги Мамлеева Фёдор Соннов предельно жестоко убивает людей в целях глубоко метафизических. Как бы хочет обрушить границы между Явью и Навью . И смерть других людей только способ проникновения в тайну души убиваемого и тем самым в потусторонний мир…
Понятное дело, что хотя в книгах Мамлеева не было политики, но в советское время такие книги не допускались к изданию. Впрочем даже на Западе не все готовы были принять метафизический реализм…
«Мир не готов читать этот роман. И я не хотел бы жить в мире, который был бы готов читать этот роман», — отозвался нью-йоркский критик на урезанную версию «Шатунов».
Большинство героев романа объяты всепоглощающей тьмой, хотя и не являются воплощениями зла, греха и преисподней. По мнению автора герои романа пересекли запретную зону, вышли за границы метафизически возможного…
В романе « Другой» опять одна и та же идея
Герои романа мечтают о прорыве в неведомое: «чтоб стены рушились, чтоб все двери в миры, видимые и невидимые, распахнулись, чтоб ширь была необъятная».
По ходу Мамлеев свои хотелки описывал, хотя конечно не маньяк как герои его романов , а милый старичок с блуждающей улыбкой.
Каждую книгу не имею желания и возможностей разбирать. Выберу лишь самое вкусное, что так или иначе пересекается с темами на розамирических площадках. Тем более, как написал наш любимый Дугин в своей работе «Метафизика ужаса»: «Такой концентрации метафизики, как у Мамлеева, нет вообще нигде». Просто Дугин Емелю не читал. Шутю конечно…Хотя , если учесть, что Емеля совсем не литератор, а рабоче – крестьянский субъект со 101 км от Москвы, то мои мадригалы ого-го-го ( ежели учитывать мои изначально низкие стартовые культурные способности )…Но вернёмся к Мамлееву
Только коротко. Только пожалуй о книге «Россия вечная»....
В книге «Россия вечная» Мамлеев исследует глубины русской культуры и духа. В результате им создана совершенно новая трактовка русской идеи, патриотическое учение, не имеющее нигде аналогов.
В «России Вечной» и других работах Мамлеев проводит мысль, что где то в других иноматериальных мирах существует некая идеальная Россия ( что то вроде священного града Китежа). Отсюда феномен - тоска по России живя в самой России…Тоска по идеальному Русскому Миру. Это и есть Россия Вечная….
Россия Вечная существует не только в форме нашей исторической России, но также в своих других ипостасях в других мирах. Так, Мамлеев пишет: «...во Вселенной должны существовать аналоги «земной» России. Обобщая, вот эту Россию мы и будем называть Космологической Россией (или Космологическими Россиями, вариациями Космологической России)». Космологические России – это воплощение русской идеи и русской души в видимых и невидимых мирах.. Мыслитель заявляет, что «Россия неизбежно должна существовать и существует на всем необъятном космологическом уровне, а не только в пределах чисто человеческих циклов.
Историческая же (Энрофная) Россия, по мнению Мамлеева, представляет собой уникальную цивилизацию, например, наряду с индийской, западноевропейской, китайской и исламской. Россия не страна, а отдельная метакультура и цивилизация…
Далее для описания свих идей Мамлеев вводит свои и только свои придуманные понятия и слова ( Запредельная Бездна, Сакральный Хаос, Русь Самопознания, «Последние отношения», связанные с Запредельной Бездной и так далее и тому подобное…)
Понять, что он имеет ввиду довольно сложновато, как сложно иногда понять бывает нашего Уляшова из за того, что терминология придумана самим автором философских построений…Уверен, что Мамлеев где то местами намудрил, напутал, залез в дебри.
Мне например не понятно утверждение Мамлеева о Запредельной Бездне, которая превосходит Абсолют. Абсолют на то и Абсолют, что выше его ничего не может быть.
Мне кажется терминология Мамлеева не вполне корректна…Мамлеев постоянно чего то не договаривает и делая какие то философские построения не до конца раскрывает свои метафизические догадки, как будто предлагая додумать за него самому. У меня лично такое впечатление от его текстов. Поэтому я не буду пересказывать эти туманы, а попытаюсь сразу перевести прозрения Мамлеева на более привычные понятия сложившиеся на нашем маленьком форуме…
Например очень интересны рассуждения Мамлеева о Сакральном Хаосе и Запредельной Бездне. Так и хочется провести аналоги с леворукой Тантрой и шиваизмом, где под Хаосом и Бездной понимается Шива и Великая Тёмная Мать. Насколько уместны эти мои аналоги – не знаю.
Мне также показалось, что мамлеевская парадигма взаимодействия космологических Хаоса и Порядка напоминает оригинальную концепцию Уляшова о надсистемных нелинейных и линейных софтах.
Хаос — это затаившаяся мировая, космическая потенция, где непредсказуемое и нераскрытое находится в состоянии по ту сторону Порядка. Хаос с его неограниченными возможностями врывается и в сам Мировой Порядок, деформируя его, разрушая и в то же время вливая в Космос новые фантастические силы и тенденции. ( прямо Шива какой то улучшающий мир через разрушение убирая при этом всё старое и отжившее…примеч. Емели )
Задача Хаоса – выкидывать различные неожиданные финты…
Но наиболее многозначительное и глобальное проявление Хаоса в нашей жизни случается тогда, когда благодаря ему в нашей истории, движении мысли, культуре совершается вдруг неожиданный поворот или выход на арену непредсказуемых сил, сокрушающих старое или преобразующих его до неузнаваемости и даже превращающих в свою противоположность.
И тут Мамлеев делает заявление, что Вечная Россия находится под особым покровительством Хаоса и Бездны. Россия это даже не просто какой то Небесный Кремль , где живут праведники. Россия Вечна потому что идея России надсистемна и находит отражение по ту сторону реальности в Священном Хаосе и Запредельной Бездне.
Поскольку эти высшие транцендентные уровни вечны, то вечна и Россия.
Как же Сакральный Хаос проецирует себя в России ?
Это чувствуется даже в наших бесконечных просторах, в языке (с его уходом от строго логического построения, с его неожиданными прорывами в сферу метафизически неопределенного), в нашем образе жизни (с его пугающей и привлекающей иностранцев эйфорией и выпадением из обыденного рационализма) и т.д и т.п.…
Мамлеев вещует :
«В связи с этим любопытно, что в античные римские времена жрецы предупреждали императоров и полководцев против вторжения в нашу Землю. Они считали, что там их ждет неминуемая гибель, ибо эта страна — Сакрального Хаоса. Известно, что Сакральный Хаос означает такой Хаос, из которого выходит все необычное, но предназначенное для Свершения самых тайных и фантастических поворотов истории и человеческой мысли.
Ибо Хаос всегда бездонней и необъятней Мирового Порядка, и никогда Порядок не сможет победить Хаос, потому что Порядок — это система, а значит, ограничение, отрицание чего-то другого, и сам Порядок лишь «упорядоченная» организованная маленькая часть Хаоса, намордник, наброшенный на маленькую частицу мирового Хаоса. Намордник может быть всегда скинут. Порядок как нечто организованное, но малое, не может противостоять бесконечности Хаоса, бесконечности России, ее скрытым, Великим Возможностям. Само Провидение поддерживает Сакральный Хаос, ибо эти Великие Возможности должны когда-то проявиться, а не быть раздавленным тупым и ограниченным порядком.»
Если совсем просто выразить мамлеевскую мысль, то она означает, что Россию невозможно победить. Всегда в последнюю минуту тот Хаос и Бездна, которые покровительствуют России выкинут нестандартный финт. Любой Гитлер и Наполеон обречён при любом соотношении сил. Обязательно , что то произойдёт и поражение обернётся победой России. Впрочем Россия согласно Мамлееву может проиграть ( смотря что считать победой или поражением). Энрофная Россия проиграет, потерпит историческое поражение, если станет «нормальной страной» в европейском понимании этого слова.
Следовательно, эта Бездна как бы должна «курировать» Россию.
Мамлеев вещует : « Это может означать весьма и весьма многое, но вовсе не только и не обязательно «Защиту» в банальном смысле этого слова. Смысл этих отношений (между Россией и Бездной) настолько грандиозен, что выходит за пределы всякой мировой истории, поэтому неизбежно Россия перерастает рамки человеческой истории, и она, следовательно, есть космологическое явление. Иными словами, Россия неизбежно должна существовать (и существует на всем необъятном космологическом уровне, а не только в пределах манвантар то есть человечеств космических циклов, о которых говорится в индуистской космологии.»
Признаки присутствием этой Бездны в России по Мамлееву: 1) Стремление к Бытию и стремление в то же время к Запредельному. Самоутверждение и самоотрицание; 2) Любовь к бесконечному, неутоленность веры; 3) Тоска, лишенность (даже при полноте бытия и т. д.); 4) Стремление и возможность воплощать в жизнь самые невероятные и «фантастические» идеи; 5) наличие «второй реальности», «Сакрального Хаоса», прорыва в иное и т. д.
Вообщем свежо, интересно и автор где то близко копает.
Так же мне показались интересными мамлеевские догадки о Невидимом Эзотерическим Центре «в котором содержится высшая (из «возможного») полнота Знаний о Боге и вселенных, но который скрыт от человеческого взора и периодически исчезает для мира вообще». Так…так…это мне мою концепцию Вещего Леса напоминает…Некоторое эзотерическое информационное поле в которое не каждого пускают… Некий генератор эйдосов….Большой набат в колокол ума летящий сверху на призыв человеков…
Далее Мамлеев , рассуждая о России Вечной отмечает, что существующая неузнанная тайная реальность связанная с Россией уходит корнями во времена дохристианские и даже доведические. Россия Вечная содержит в себе глубокий пласт гиперборейского, ведического и Самого Запредельного имеющего связь с Невидимым Центром.
Ага…Типа того…Я чувствую это и отсюда мой перманентный зуд в попытках соединить национальный трансмиф про всяких Перунов и Велесов со Христом.
Большая Сила там спрятана во времена ведического проторусского народа. Как некий Святогоров меч ( спрятанный до поры) вижу эту Силу…Без этого дохристианского пласта связь с Невидимым Центром и тайной реальностью России неполна и ущербна…
Ещё раз напоминаю слова Андреева, что национальные трансмифы в принципе не могут быть против Христа, а наполняют христианство национальным колоритом ….Правда решить проблему противостояния эгрегориальных матриц христианских Церквей национальному трансмифу с его миром Древних Богов не представляю возможным. Не знаю как.
Для эгрегора христианства это всегда будет проклятое язычество.
Относительно традиционных религий и духовных скреп Мамлеев озвучивает весьма близкую мне позицию. А вы знаете, что я последовательный противник интеррелигии в предложенном Андреевым варианте…Бесовское прельщение какое то и других слов нет.
Мамлеев верно подмечает, что исповеданье традиционной религии (для нас, разумеется, православие, для некоторых россиян, как известно, ислам) совершенно необходимо. По существу, в нашу эпоху традиционные религии (а не искаженные, протестантские, или тем более секты) являются единственной надежной защитой человека после смерти от отторжения его души от Бога. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА….
Далее Мамлеев вещует, что «также бессмысленно менять одну традиционную религию на другую, ибо в современном мире только православие связано исторически своими корнями с русским народом, что и создает ему ту полноценную защиту, о которой говорилось. Суфии, например, всегда говорили, что человеку надо исповедать ту религию, в среде которой он родился. Поэтому было бы совершенно нелепо, если бы русский человек принял бы индуизм как религию».
А теперь вспомните мой диспут про индуизм с господином под ником « Прохожий».
Перечитайте. Ловко я тогда все эти бездны сатанинские и глубины бесовские развеял по ветру. Негоже русскому человеку в индуизмы,буддизмы переходить надеясь на карму более лёгкую и хлюздать промеж чужих религиозных скопищ изгоем, где вам пообещают карму мягкую и лёгкое наказание………. Никуда с подводной лодки не сбежите и не порвёте нити покутные со своим народом, а только сами себе навредите лишившись помощи своих предков через которых осуществились в этот мир.…
Иная ситуация, по мнению Мамлеева, существует в отношении восточной метафизики и философии. Для общего развития изучать восточную философию можно и нужно.
Там спрятаны многие метафизические истины, доступные интеллекту и интуиции.
И многое имеет связь с Невидимым Центром ( Вещим Лесом )….
Фу-у-у…устал я писать…Это я тут одну главу из Мамлеева разобрал, а у него есть , что почитать и кроме этого. Может быть заинтересуетесь.
Пишет хорошо,кудряво и тексты необычные. Написано всё ,как иногда говорится, в состояния сдвига точки сознания. Для самого Мамлеева это было как будто все идет как обычно, но в то же время с особым «сдвигом» или «привкусом».
Юрий Мамлеев: «Мои произведения часто не полностью открыты для меня самого. Это как состояние созерцания при медитации. При первых опытах было довольно трудно войти в это состояние, но когда я входил в него, сразу менялся язык. Это не поддается рационализации. Поэтому, когда я после читал свои произведения, я порой сам ужасался, особенно когда работал над "Шатунами". Я сам не верил, что это написал, потому что был в другом состоянии. Когда я из него выходил, то просто приходил в ужас. Потом это состояние стало более привычно.»
Это состояние изменённого состояния сознания «с привкусом» у Мамлеева передаётся читателю.
Это состояние мне хорошо знакомо. Помните в первом мадригале про Лилит я описал это своё состояние на Арбате в окружении мистической живописи. Как бы всё обычно, но мир стал с другим «привкусом»… И я ощутил, что это место навсегда принадлежит каким то Вечным и Безмолвным Силам, которые свои навьи пути не по Солнцу, а по Луне правят…… И мысль родилась о Древнем Капище и что я сейчас на нём стою…и только потом через много лет из краеведческих книжек по Москве и вычитал, что именно там это капище и находилось. Некий этнограф вещует : «Скорее всего, капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей Черторый. Наиболее вероятно—в том месте, где сейчас Сивцев Вражек пересекается с Большим и Малым Власьевски-ми переулками.»
Да не одно капище то в этом районе. Другой этнограф название « Арбат» выводит
от дославянского угро – финского « арбуй», что значит колдун. Арбовати – колдовать. Этнограф вещует:
«Мольбища устраивались и устраиваются сейчас в отдельно расположенных рощах, которые по-русски называются островами. И именно такая роща находилась на месте первоначального Арбата в районе Воздвиженки, о чем свидетельствует старинное название Крестовоздвиженского монастыря — на Острове.»
Хорошо бы и сейчас в эту ночь Велесову место такое найти…
Вечереет уже….
Студённой наледью матерь природа в оковы одевается. Ветры хладные шумят за окном...Но раз решил так решил. В эту ночь заповедальную надо Хеллуин для себя устроить... Выбирать особо не из чего…Мест Силы рядом у нас нет и не знаю какую мистерию придумать… Остаётся только пойти в лес. В Велесову ночь беру бутылку алого вина, восковые свечи и ухожу прямо сейчас в лесные урочища на ночные радения. Поклонюсь ночи, услышу веления звёзд и стану смотреть на Луну...
Всё будет кругом как обычно ( и лес и поле и дерева вековечные), но с другим «привкусом»...