Все эти основанные на недоразумениях разногласия между религиями приводят на память одно сравнение, когда-то встреченное мною в религиозной литературе, хотя я и не помню, где именно: как если бы несколько путешественников поднимались с разных сторон на одну и ту же гору, видели и обследовали различные ее склоны, а по возвращении заспорили бы о том, кто из них видел реально существующее, а кто – причуды собственного воображения; причем каждый рассуждают бы, что гора именно такова, каковой она оказалась с его стороны, а свидетельства других путешественников о других ее сторонах – лживы, абсурдны и являют собой западню для душ человеческих. Таким образом, первый вывод, вытекающий из сопоставления междурелигиозных разногласий, заключает в себе путь к устранению тех из них, которые основаны либо просто на недоразумении, либо на несовпадении объектов религиозного познания в различных рядах опыта, то есть противоречия «по горизонтали».
Сфера трансмифов жива, динамична и находится на самом пике миров "чистой формы". Описания её неизбежно схематичны и далеки от точности. Для них даже сравнение с фотографией слишком лестно, это скорее "палка, палка, огуречик" как изображение конкретного живого человека. Сравнение и совмещение ракурсов правомерно и полезно, но проблему соответствия описания с трансфизической реальностью оно заведомо решить не может. Всё намного сложнее. Одна из многих иллюстраций этого положения - нередко какому-нибуль вполне православному человеку проще и естественней совместить свою картину мира с видением язычника, чем с картиной мира другого формального единоверца...