Итак я пока начинаю уже кропать текст доклада. Все по прежнему могут встревать с любыми совими замечаниями. Лишь бы по делу. А я уже видимо далеко отойду от первоначального плана ч учётом уже сделанных замечаний и заданых вопросов, показывающих, что предварительно многое надо ещё разжевать. Тем более что основная пиратская аудитория ещё более далека от гуманитраной проблематики. там преимущественно технари програмисты собрались. Видимо коротким этот текст не получится никак. И буду делать два варианта. Сначала объёмный, а из него потому уже возьму краткую выжимку.
ПРЕАМБУЛА
Когда мыслители всех времён и народов обращались к попыткам постичь смысл истории, то они выработали две основные модели. Первая модель уподоблена колесу и видимо она самая древняя. Это колесо самсары даже изображено на флаге Индии. Идея этой модели отражает присущую нашему мирозданию цикличность. всё в нашем мире повторяется и так или иначе возвращается на круги своя. Вторая модель это модель линейного развития, неуклонного развития от низших форм к более совершенным, наполняемым всё более богатым содержанием. И третья модель, которая мне представляется наиболее близкой к реальности. Это модель спирали. Сейчас многим всё более наглядно и очевидно, что почти всё в наблюдаемой Вселенной приобретает форму фракталов. Возможно и сам ход истории тоже представляет собой такой фрактал в форме спирали. Когда история действительно повторяется но каждый раз на качественно новом витке.
Принято считать, что с развитием авраамических религий, в особенности после становления христианских церквей и исламской уммы, существование миллионов верующих в идеи Библии и Корана и их влияние на исторический процесс придал ходу истории более динамичный характер. Некое поступательное движение. Мир стал меняться более интенсивно. Особенно отчётливо это видно на бурном развитии технологий примерно за последние тысячу лет, если отсчитывать этот процесс, начиная с широкого применения мельниц с ветряными и водяными двигателями. Родилась идеология прогресса, развития. Одновременно в религиозной философии заметное место заняли идеи эсхатологии. Они существуют не только в христианской и исламской традициях. Но для краткости упомяну лишь последнюю книгу Библии Апокалипсис, которую многие теософы трактуют в таком духе, что развитие технологий в конечном итоге приведёт общечеловеческую цивилизацию в такое состояние, что люди из благих намерений и целей комфорта, просвещения, всеобщего процветания создадут нечто, что можно условно назвать троном для Антихриста - систему тотального контроля всех за всеми, во главе которой в какой то момент встанет некая сила, целью которой будет не уничтожение человечества, а введение в соблазн и погубление как можно большего числа человеческих душ, включая тех, которые без такой системы тотального контроля над личностью и массированной соблазняющей души пропаганды и агитации сами себе к соблазну и к грехам не склонны. Как сказано в Апокалипсисе о цели Антихриста - "соблазнить даже избранных".
Вне зависимости от религиозных или антирелигиозных взглядов или убеждений того или иного моего слушателя и читателя, я надеюсь почти все готовы признать, что философская проблема критериев прогресса крайне сложна и не однозначана. В самом деле а так ли уж нужен конкретному индивидууму технический и социальный прогресс. Грубо говоря приносит ли он счастье?
Многие историки-исследователи задаются вопросом стал ли человек счастливее после неолитической революции? с переходом к оседлому образу жизни с появлением классового общества и эксплуатации человека человеком у одних людей почти не осталось свободного времени для досуга, потому что они попали в те или иные формы классовой зависимости от эксплуатататоров. но и эксплуататорам, элите выделившейся на доисторических этапах развития из первых вожаков и предводительниц древних племён тоже ведь пришлось не сладко. На их плечи легло столько забот о поддержании своего властного статуса, что это порождало серьёзные стрессы, а то и реальную гибель от рук конкурентов в борьбе за власть и богатства. И тогда перед нами встаёт ещё более глубокий и труднейший вопрос. а что такое счастье?
Для меня очевидно. И думаю это должно быть очевидно для любого здравомыслящего человека. Во-первых, универсального ответа на этот вопрос одинакового для всех не может быть в принципе. Во-вторых никто не должен гарантировать всем абсолютное счастье. Такое обещание очень удобно давать в ходе предвыборной борьбы, но научные эксперименты на мышах убедительно показали, что если мышей поместить в условиях тотального комфорта и благополучия, которое даётся без всяких усилий, они очень быстро теряют интерес к жизни, к спариванию.И такая популяция попросту вымирает. На практике она быстрее станет жертвой других менее счастливых популяций, не утративших волю к жизни и способных бороться.
Как хорошо известно, Конституция США никому никакого счастья не гарантирует. Она гарантирует лишь право на стремление к счастью и относительно равные юридические возможности в доступе к этому праву. Дух большевистской революции в России, тот самый призрак коммунизма, который до этого долго бродил по Европе замахнулся на большее - сделать всех людей счастливыми, даже особо их об этом не спрашивая, потому что какой смысл задавать такие сложные вопросу простому неграмотному мужику, который ещё не приобщился даже к элементарной грамотности. Потому большевики в лучшие свои годы на полном серьёзе провозглашали лозунги типа "Железной рукой пролетариата загоним человечество к счастью!" Что в итоге получилось, мы все испытали на собственных шкурах. Тем не менее я резко настаиваю, что тот грандиозный социальный эксперимент, который поставили большевики над Россией требует внимательнейшего изучения и далеко не всё мы должны отвергать из его идеологической базы только на том основании, что та или иная идея помечена красной звездой или крестом из серпа и молота. Во всяком случае в науке так себя не ведут. и для учёного-исследователя отрицательный результат тоже результат. И по моему мнению провал большевиков вызван прежде всего тем, что они неправильно поставили задачу, применили заведомо негодные методы для решения этой задачи. Потому многим отечественным теоретикам их провал был очевиден изначально, что вынудило Ленина этих теоретиков выслать из страны на знаменитом философском параходе. В спсособах заткунть рот опоненту большевики вообще как известно не стеснялись. для нас же как партии инфоанархистов особо ценными как я надеюсь должно быть теоретическое наследие князя Кропоткина и практическая революционная деятельность Нестора Ивановича Махно и его соратников. О том как это наследие можно применить в цифровую эпоху и будет мой доклад.