Магическое радио «Аэростат» (журнал "ЭКСПЕРТ", №30-33`2016)
Количество выпусков программы Бориса Гребенщикова «Аэростат» перевалило за полтысячи. С момента первого выхода программы в радиоэфир прошло больше одиннадцати лет
Строгость и постоянство — вот что отличает Бориса Гребенщикова от других музыкантов при создании собственной радиопрограммы. Появление в эфире музыканта, который, вместо того чтобы играть музыку, начинает о ней рассказывать, не новость. В мировой, да и в российской практике такое случалось, и не однажды. Но редко кому удавалось превратить подобный проект в настоящее произведение искусства. На радио, где люди вынуждены заполнять своими голосами круглосуточный эфир в ежедневном режиме, это случается очень редко. Все, что происходит, происходит в прямом эфире в режиме диалога, который создает ощущение динамики и иллюзию сопричастности непрерывно развивающимся событиям. Музыкальные станции, в свою очередь, создают параллельный мир, «где нет ни времени, ни смерти, ни апреля», даря слушателям погружение в полузабытье, ощущение оторванности от реальности, пребывания в месте, где ничего не происходит, кроме вечных песен и танцев. «Аэростат» рассекает эфирное пространство между этим двумя полюсами. Если послушать любой из выпусков, то может показаться, что ничего особенного Гребенщиков не совершает. Он пишет текст и произносит его перед микрофоном. Музыка, расставленная в паузах между словами, может иллюстрировать только что сказанное, а может производить обманчивое впечатление случайного выбора. Неочевидность последовательности слов и музыки, наличие между ними смыслового зазора, как это обычно бывает в мировой культуре, всего лишь метафора, призванная спровоцировать воображение слушателя. Столь же обманчива и простота текста. Но факт остается фактом: невероятно и порой очень причудливо метафоричный в текстах песен, поражающий своими феерическими словесными импровизациями даже в рядовых интервью, Гребенщиков перед микрофоном впадает «как в ересь, в неслыханную простоту», что в первую очередь говорит о его адекватности. На сорок с лишним минут он превращается в человека, которому есть что рассказать. Уже многие годы ему удается воплощать в себе одновременно прошлое, настоящее и будущее русской музыки. Написав несколько сотен песен, далеко не все из которых поместились на 31 выпущенном номерном альбоме и продолжают то и дело по воле случая предъявляться общественности как раритеты давно минувших дней, уже многие годы Борис Гребенщиков вместе с группой «Аквариум» совершает бесконечную гастроль по городам России и мира. Он стал свидетелем и участником зарождения русского рока — одного из самых выдающихся явлений в отечественной музыке, пережил его расцвет и его, предсказанную самим Гребенщиковым, смерть. Но самому музыканту, признанному всеми без исключения одним из лидеров отечественной рок-музыки, приведшему за собой целый ряд других выдающихся музыкантов, с ходу оценившему энергетическую мощь песен Виктора Цоя и инициировавшему его первую звукозапись, в 1990-е годы удалось выскользнуть в какое-то новое смысловое и музыкальное пространство и при этом остаться самим собой. В начале 1990-х он стал едва ли не первым русским с 1917 года, который попал за границу без сопровождения спецслужб; во всяком случае, именно таковым он себя ощущал: свободным человеком, который может на равных общаться с кем угодно. Он перезнакомился с тогдашними звездами рок-музыки: Фрэнком Заппой, Дэйвом Стюартом, самим Джорджем Харрисоном, записал англоязычный альбом и таким образом оказался вовлечен в историю и западной рок-музыки тоже. Ему и в самом деле есть что рассказать. Можно только догадываться, какие из фрагментов его биографии, какие из его мнений по тому или иному поводу так бы и остались неизвестными широкой публике, если бы не эта программа. Она стала поводом, чтобы рассказать о пережитом, о том, о чем никогда не спрашивают в интервью. Тот, кто предложил Борису Гребенщикову делать эту программу, выступил в роли начальника пограничной заставы, встретившего на перевале Лао-цзы и попросившего его записать основы его учения и таким образом заполучившего текст «Дао Дэ Цзин». «Аэростат» стал для Бориса Гребенщикова идеальным форматом для того, чтобы свидетельствовать о том времени и пространстве, в котором он находится. Его тексты, превращенные в книги, в сравнении с изначальной — звуковой — формой заметно теряют в силе воздействия. Голос ведущего, его интонации, сочетание сказанных слов с музыкальными номерами, не менее важны, чем все остальное. И это при том, что тексты написаны в образцовом для популярной литературы о музыке и философии стиле. Но важнее другое, а именно исходный тезис программы, произнесенный Борисом Гребенщиковым еще в первом выпуске и впоследствии неоднократно повторенный им: «Музыка создает пространство, в котором обитают наши души». Поэтому музыка в «Аэростате» всегда в центре внимания. Все остальное только повод. Распространение «Аэростата» всеми доступными технологическими способами недвусмысленно направлено на гармонизацию пространства для душ слушателей, и таким образом оно способствует процветанию «царства», в котором пребывают их тела. Истоки этой мифологии лежат в области представлений о том, что наша Вселенная создана словом, облеченным в звуковую вибрацию, и все то, что нас окружает, даже наши тела, есть не что иное, как сжатые до максимальной плотности звуковые волны. Поэтому так важно, что программа выходит на «Радио России» и доступна для прослушивания даже в тех местах, которые по-прежнему остаются не затянутыми во всемирную паутину интернета. «Аэростат» не только дополнительный способ коммуникации музыканта со своей публикой. Его выход в эфир — почти мистический ритуал, совершаемый ради преодоления хаоса и установления естественного порядка вещей. И в соответствии с мифологической картиной мира, а именно ее транслирует Борис Гребенщиков всем своим творчеством, стоит одной из программ не выйти вовремя, как хаос усилится и восстановить прежний баланс сил будет не так легко. И как слушатель, и как рассказчик автор «Аэростата» пытается вобрать в себя все лучшее из мировой музыки, созданной в прежние времена и создаваемой по сей день. Начав свое музыкальное путешествие с подробного рассказа о 1960-х — золотом веке музыки — Борис Гребенщиков прошелся по всем основным этапам ее всемирной истории, не ограничиваясь рок-н-роллом. Героями его передач становились Бах, Гендель, Брамс, Шуберт, а также Булат Окуджава и Евгений Клячкин. Одни выпуски программ посвящены только что вышедшей музыке, другие — музыке давно минувших дней. В кельтские праздники Химолк и Белтайн в «Аэростате» звучит ирландская музыка, в Рождество и на Новый год — притчи. Своей собственной музыке Гребенщиков уделяет внимание только в исключительных случаях, как правило это выход нового альбома или воспоминания об одном из альбомов прошлых времен, но непременно сыгравшем переломную роль в творчестве группы «Аквариум». Это создает картину бесконечного культурного разнообразия. Едва ли кто-то еще в состоянии сотворить ее с такой самоотдачей и со столь безупречным вкусом. Борис Гребенщиков как-то признался, что тексты «Аэростата» — это его письма, которые он отправляет своим слушателям и, делясь с ними музыкой, следует принципу «с нами остается только то, что мы отдаем». Ко всему прочему, слушатели «Аэростата» становятся свидетелями работы интеллектуальной лаборатории одного из лучших музыкантов, к тому же активно концертирующего и пишущего новые песни. Каждый из нас может расширять свой круг общения до любых пределов. При этом башни из слоновой кости, где до сих пор вынуждены были пребывать поэты, музыканты и художники, оказались открыты, и было бы глупо не воспользоваться этой возможностью в мирных целях. _______________________________ «Древние любили повторять, что музыка создает пространство, в котором обитают наши души. В древнейшем трактате “Весны и осени господина Люя” было сказано приблизительно так: в царстве У была принята музыка в стиле Юй, и царство процветало сотни лет; в царстве же Чу начали слушать музыку Лю Чжоу, и царство мгновенно пришло в упадок». Борис Гребенщиков, «Аэростат», «За Океаном, или Дайте нам своих Битлов»
«Мы уже знаем, что музыка создает пространство, в котором обитают наши души. Древние сильно задолбали всех этим высказыванием. Тем не менее так оно и есть. Хотя если послушать, что нынче передают по радио, то за души становится как-то обидно: пространство выходит каким-то неприглядным. Поэтому мы с вами и занимаемся изысканиями в стиле Индианы Джонса, доставая драгоценности, заваленные хламом времени. Борис Гребенщиков, «Аэростат», «За океаном, или Дайте нам своих Битлов — 2»
«История человеческой цивилизации учит, что культура, замкнувшаяся сама в себе, задыхается и чахнет, как человек, запертый в чулане. Здоровая же и сильная культура с удовольствием вбирает в себя все лучшие достижения других, приспосабливает их под свой лад и становится еще живее и здоровее, совершенно не теряя при этом своей самобытности и индивидуальности. И жить всем становится лучше». Борис Гребенщиков, «Аэростат», World music
«Если человек продолжает слышать музыку, его склонности находятся в соответствии поначалу с его воспитанием, а потом — с его развитием, с его местом на лестнице эволюции. Чем более он развит, тем тоньше музыка, которую он любит. И характер человека определяет его вкус: веселый человек любит популярную музыку, серьезный предпочитает классическую, интеллектуал радуется техническим деталям, а простак всему предпочитает, чтобы громко бил барабан». Борис Гребенщиков, «Аэростат», «Магия музыки»
«Наивысший экстаз от музыки — это объединение с Возлюбленным Богом, высшим идеалом, находящимся вне ограничений имени и формы; c тем, кого душа искала всегда и наконец обрела. Этот восторг неизъясним словами. Когда пение души, уже достигшей союза с Божественным Возлюбленным, услышано тем, кто еще идет по тропе божественной любви, он видит в себе то, что он слышит в песне и узнает это; и это поддерживает его на пути. Эта хвала Богу наполняет его неописуемой радостью». Борис Гребенщиков, «Аэростат», «Магия музыки»
„Лишь небу ведомы пределы наших сил, Потомством взвесится, кто сколько утаил.
Что создадим мы впредь, на это власть Господня, Но что мы создали, то с нами посегодня.“ (с) Николай Степанович Гумилёв "МОЛИТВА МАСТЕРОВ"
СВЕРШИЛОСЬ! Радуйтесь, братья! В сегодняшней передаче "Аэростат" на радио России БГ поведал миру, что наконец-то завершил свою работу над переводом Бхагавад Гиты, которую продолжал 12 последних лет.
Здравствуйте! У меня радость. Я наконец закончил перевод великой индийской книги «Бхагавад Гита».
Bhagavad gita – 13
«Бхагавад Гита» – это фрагмент длиннейшей поэмы в мире – древнеиндийского эпоса «Махабхарата». В своей изначальной форме «Махабхарата» состоит из двадцати четырех тысяч стихов, но со временем количество стихов в ней разрослось до ста тысяч.
А «Гита» - один небольшой фрагмент ее; разговор принца Арджуны и его возничего, бога Кришны. Этот небольшой кусочек давно перерос саму «Махабхарату» и стал cамостоятельной книгой - одной из самых священных книг не только индуизма, но и всего человечества. Поэтому и название «Бхагават-Гита» – «Песня Бога».
Знаменитый ученый Вильгельм фон Гумбольдт назвал «Бхагавад-гиту» «прекраснейшей, быть может, единственно истинной философской песнью из существующих на каком-либо языке». Наш прекрасный Максимилиан Волошин писал: «Бхагавад-Гита» — это одно из величайших Евангелий человечества». Ее переводили на латынь, а идеи и образы оттуда вошли в творчество таких классиков, как Гёте и Гердер. Европа познакомилась с «Гитой» в 1785 году, когда санскритолог Уилкинс впервые перевел ее на английский язык. В России «Гита» впервые появилась еще при Иване Грозном. На протяжении XIX века «Бхагавад-гита» получила широкую известность среди русской интеллигенции. И даже Священный Синод благословил «Разговор Кришны с Арджуном» к изданию, сочтя его «книгой душеполезной».
Jagjit & chitra singh – Sab se umchi
Гита – это подробная инструкция о том, как нужно вести себя человеку в отношениях с Богом. Многие аспекты жизни объяснены там; и конечно, сказано там и о том, кто же человек есть вообще. Вот, в главе 13 Гиты говорится важнейшая вещь:
Это тело называется Полем, (потому что человек сеет в Него Зёрна своих действий и пожинает их плоды). Мудрые говорят, что есть «Обитатель Поля» (Тот, кто наблюдает за происходящем в этом теле).
John Lennon – old dirt road
Немного о Поле. Человек «сеет зерна своих действий и пожинает плоды»; другими словами, то, что являет нам мир, с чем мы сталкиваемся каждый день своей жизни, является результатом наших собственных действий. Мир реагирует на нас.
А наши действия обусловлены тем, как мы воспринимаем мир. То есть, если порядочному человеку сложно представить себе, что можно воровать, то вор видит во всех воров, и ведет себя соответственно по отношению к окружающему. Ну а окружающее реагирует на его поведение и отвечает соответствующим образом.
Как говорил Будда в «Дхаммападе» - «все, что мы собой представляем, есть плод наших помыслов». Поэтому и говорится: если хочешь изменить мир, измени сначала себя; а когда это сделаешь - увидишь, что мир не нуждается в изменении.
Dittersdorf – Simfonia in F. Minuetto
Я уже неоднократно рассказывал вам, что в буддийской космогонии есть шесть миров: богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и существ, живущих в аду. Конечно, на самом деле градаций бесконечно больше - примерно столько, сколько вообще есть существ в мире - но давайте исходить из этих шести.
Соответственно, в предыдущей жизни каждое живое существо жило в каком-то из этих миров и родилось в нашем мире с привычками и видением мира, приобретенным в прошлых жизнях. Это называется кармой. То есть, бывший голодный дух в этой жизни по привычке будет мучиться от голода, жажды, недостатка всего; а бывшие обитатели мира страданий будут и в этом мире исходить из того, что жизнь есть страдание; будут страдать сами и причинять страдания другим – не от злой воли, а просто потому, что не знают, как можно жить по-другому.
Это – ни хорошо, ни плохо. Просто так есть.
Однако мне представляется весьма полезным научиться разбираться в том, что именно руководит моими действиями: что заставляет меня выбирать одно, а не другое, что обуславливает мое восприятие мира и – таким образом – мои поступки. И если мне не нравится реакция мира - изменить то, как я действую.
Но это мы говорим о том, что образует наше «эго», или, другими словами – память о всем, кем мы были и что совершали в своих предыдущих жизнях: счетчик нашей кармы; наше Поле. Но поле – это еще не мы сами.
Так кто же обитает в этом Поле?
Cat Stevens – Sitting
В Гите сказано: Есть Поле – и есть Тот, Кто Обитает в Поле и Наблюдает за Происходящем в нем; Тот, Кто Ведает Поле.
Святой с горы Аруначал, Шри Рамана Махарши, писал: «Если сконцентрировать внимание на источнике, из которого берутся все мысли, ум успокоится прямо в истоке, и истинная реальность засияет. Не концентрируй внимание на всех этих меняющихся фактах жизни, смерти и феноменов. Не думай даже о самом факте видения и восприятия их: думай только о том, ЧТО воспринимает все это; Что отвечает за все это. Поначалу это покажется нереальным, но мало-помалу ты почувствуешь результат. Потребуются годы учёбы и практики, но именно так становишься мастером. Дай себе на это четверть часа каждый день. Пытайся устремлять внимание на ТО, что в тебе видит. Это внутри тебя. Не думай, что это ТО – что-то определенное, на что легко обращать внимание – это не так. Потребуются годы, чтобы обнаружить это ТО; но первые результаты такой концентрации дадут о себе знать уже через 4-5 месяцев – всякие формы подсознательного ясновидения, покой ума, сила справляться с проблемами, в силе и уверенности. Отныне пусть ваша медитация будет на на видении, не на том, что ты видишь, но на ТОМ, КТО в тебе видит.
Твоя самореализация – величайший дар, которую ты можешь дать людям».
George Harrison – Mo’s song
Вернемся к Гите.
27. И тот, кто видит Высшую Душу В каждом живом существе, Бессмертную среди смертных – Тот видит все так, как есть.
28. Тот, кто видит, что Бессмертная Душа Пребывает во всех, Никогда не собьется с пути; Он достигает своей высшей цели.
30. Тот, кто видит, что все Отдельные существа Являются частью Единого И произошли от Него, Сам достигает Абсолюта.
33. Как одно солнце Освещает весь мир, Так «Обитатель Поля» Озаряет собой все Поле.
34.Тот, кто видит Отличие «Поля» От «Обитателя Поля» И видит, как люди могут Освободиться из сетей Материальной природы - Тот достигает Высшего.
Rustavi – Sulta tana
А вот еще одна фраза на эту же тему: «Знание множится не от побед над другими, а от мудрости, спокойствия и радости, которые ты добыл в себе, когда этого никто не видел».
Joni Mitchell – Just like this train
А все вышесказанное легко проверить на себе и это может сделать каждый из нас прямо сейчас. Сначала просто обратите все свое внимание на то, что воспринимают ваши органы чувств: что именно вы слышите, что чувствуете, обратите внимание на цвета, запахи, звуки, ощущения.
А потом задумайтесь о ТОМ, кто в вас это воспринимает.
Если вы это сделаете, вы заметите, что у вас не остается внимания на то, чтобы поддерживать «миф о себе»; вы заметите, что у «Того, кто все воспринимает», у «Обитателя вашего Поля» нет ни имени, ни истории, ни понятия о времени или пространстве, нет ни воображаемого будущего, ни придуманного прошлого; есть только бесконечно прекрасное вечное вне времени.
И это прекрасное – и есть вы; тот, кто обитает в поле вашей жизни. И когда знаешь это – живется как-то по-другому. Спасибо!
Gus Teja – Morning happiness
Иллюстрация - Ванда Барк
#БхагавадГита
„Лишь небу ведомы пределы наших сил, Потомством взвесится, кто сколько утаил.
Что создадим мы впредь, на это власть Господня, Но что мы создали, то с нами посегодня.“ (с) Николай Степанович Гумилёв "МОЛИТВА МАСТЕРОВ"