Обычно Андреев повествует об истории весьма убедительно (иногда спорно — но так у любого историка) и редко противоречит сам себе. Но едва речь заходит о Великой Отечественной, как логика автора раздваивается и рассыпается во прах. Итак, открываем «Розу Мира», глава «Тёмный пастырь».
После рассуждений о том, каким чудовищем был «тёмный пастырь» Сталин и сколь страшна марксистская доктрина, Андреев всё же признаёт, что Гитлер — ещё хуже:
.... концепция Третьей империи грозила, в случае её победы, ещё более ужасающими бедствиями. Она грозила полным уничтожением Русского государства и превращением России в опустошённую зону хозяйничанья бесчеловечного и неумолимого врага. А в более широких масштабах она сулила разгром и уничтожение западных государств — носителей наиболее демократических режимов и простирание над миром от Японии и Австралии до Англии и Канады чёрного покрывала длительной, убийственной физически и духовно, эры владычества «расы господ». Такой путь ко всемирной тирании был, быть может, ещё прямее, ещё менее обещающим спасительные срывы и излучины, чем победа интернациональной Доктрины.
Поэтому демиург и Синклит России прекратили свою постоянную трансфизическую борьбу с Друккаргом в тот момент, когда на эту подземную цитадель обрушились орды чужеземных игв из шрастра Клингзора. Как отражение этого, была прекращена и борьба с теми, кто руководил Российскою державою в Энрофе. Им не оказывалось помощи, но никакие их силы могли не отвлекаться более на борьбу с силами Света, а сосредоточиться всецело на войне с врагом, ещё более тёмным, чем они сами.
Из чего с очевидностью следует, что сохранение власти Сталина — гораздо лучше, чем победа Гитлера. Казалось бы, Андреев рассуждает (только несколько иным языком) так же, как и многие враги Советской власти, во время войны из патриотических побуждений вставшие на сторону Советского Союза. Однако сразу возникают недоуменные вопросы.
Прежде всего, приведённый фрагмент «Розы Мира» содержит очевидное внутреннее противоречие. Если Гитлер хуже Сталина, а ставки в их борьбе столь высоки, то само собой разумеется, что Силы Света должны встать на защиту Советского Союза. Что, если из-за их бездействия Гитлер уничтожил бы Россию? Какие-то странно пассивные и безвольные Силы Света получаются, не могут именно в данном случае выполнить вполне привычную для них работу — выбрать из двух зол меньшее и с его помощью уничтожить зло большее. Почему?
Ответ, казалось бы, следует из той же главы «Тёмный пастырь». Суть в том, что Гагтунгр делал ставку на марксистскую доктрину и лично на Сталина, поскольку они гораздо больше подходили для движения к всемирной тирании, чем Гитлер и нацистская идеология. Вот почему нельзя было помогать Сталину даже во время войны. Но ведь, если рассуждать последовательно, то в таком случае Силы Света должны были поддержать Гитлера как меньшее зло. В любом случае их бездействие во время той войны необъяснимо — они обязаны были встать или на ту сторону, или на другую. Но на какую именно? Так кто был хуже, с точки зрения Андреева, — Сталин или Гитлер?
Разумеется, хуже тот, на кого сделал ставку Гагтунгр. Тут всё просто: Гагтунгр поддерживает того, кто наиболее способен приблизить установление всемирной тирании, и тогда его соперник автоматически, хочет он того или нет, оказывается орудием в руках Сил Света, по принципу «клин клином вышибают». Если Гагтунгр забраковал Гитлера, то Силы Света используют его против Сталина, — и наоборот. Так что достаточно поглядеть, кому, по мнению Андреева, помогал во время Великой Отечественной Гагтунгр, — и всё станет ясно. Да вот загвоздка: автор «Розы Мира» не говорит об этом ни слова. Что за таким молчанием скрывается? Попробуем разобраться.
Вариант первый: Д.Андреев считал, что во время той войны Гагтунгр поддерживал Гитлера. Это, в целом, стыкуется с вышеприведённой цитатой — но явно противоречит остальному содержанию главы «Тёмный пастырь» и вообще всему, что Андреев пишет о марксизме, Советском Союзе и персонально о Сталине. Вроде совершенно очевидно, что для Андреева Советский Союз — главнейшая угроза человечеству, которую надо уничтожить любыми средствами.
Вариант второй: Д.Андреев считал, что Гагтунгр в Великую Отечественную был на нашей стороне. Это предположение согласуется с «Розой Мира» в целом, но, опять же, расходится со всё той же цитатой, в которой метафизические силы, поддерживающие Гитлера, прямо именуются ещё более тёмными, чем те, которые за Сталина. А где самые тёмные силы — там и Гагтунгр.
Таким образом, бессмысленны оба варианта, а третьего нет. Пытаться выяснить по «Розе Мира» мнение Д.Андреева о самой сути Великой Отечественной войны — пустое дело: вышеприведённый фрагмент этой книги находится в столь безнадёжном противоречии с остальным текстом, что согласовать их невозможно в принципе. Словно у них разные авторы.
Отсюда и ясно, что за странным молчанием Д.Андреева о позиции Гагтунгра во время той войны скрывается полнейшая неспособность сказать об этом что-то вразумительное. Версия о союзе между Гагтунгром и Советским Союзом завела Андреева в глухой тупик — и очевидным это стало именно тогда, когда рассказ дошёл до Великой Отечественной. Рассуждая последовательно, автор «Розы Мира» должен был сказать, что лучше бы Гитлер нас завоевал, — но Андреев слишком русский, чтобы такое ляпнуть. Однако и от упомянутой своей версии отказаться не в состоянии. Вот и выбирается из создавшегося тупика, как только может, запутываясь ещё сильнее. В итоге у него получается абсурд, понятия добра и зла перемешиваются настолько, что ничего не разберёшь. Если речь идёт о грандиозной войне, от которой зависят судьбы мира, то очевидно же, что автор-метаисторик должен был первым делом чётко обозначить, на чьей стороне Силы Света, а на чьей — Гагтунгр (а с ним и сам сатана). Ведь без этого и всего остального не поймёшь. Но о позиции Гагтунгра Андреев не может прямо сказать вообще ничего, а Силы Света у него, определённо сочувствуя одной из сторон, тем не менее почему-то не оказывают ей ни малейшей помощи, отчего выглядят нелепо. Словом, получается картина, для «Розы Мира» совершенно необычная: ни у Сил Света, ни у Гагтунгра нет никакой внятной позиции, хотя речь ни много ни мало о судьбе человечества.
На деле запутались тут вовсе не Силы Света и не Гагтунгр, а сам Д.Андреев. Его версия о союзе красного Жругра с Гагтунгром разбилась вдребезги о Великую Отечественную. Потому что прямо вела к выводу о том, что лучше бы Гитлер нас «избавил от Сталина», — выводу, для самого же Андреева абсолютно неприемлемому. Отсюда и та безнадёжная путаница, о которой говорилось выше.
Не было никакого союза Гагтунгра ни с красным Жругром, ни со Сталиным персонально, — ещё задолго до войны они стали Гагтунгру смертельными врагами. Был союз Гагтунгра с Гитлером. Если исходить из этого, то все противоречия, о которых говорилось в данной главе, исчезают. Конечно, Силы Света были на стороне Советского Союза, а Яросвет с Навной — в первую очередь.