Представим себе астронавта, парящего у горизонта событий черной дыры. Согласно ОТО, за считанные мгновения проведенные им у горизонта событий он увидит всю историю Вселенной, прокрученную словно в ускоренном фильме.
Теперь рассмотрим предельный случай. Если точкой наблюдения астронавта является непосредственно поверхность горизонта событий – тогда вся история нашей Вселенной предстанет перед ним мгновенно.
Он увидит все события когда либо произошедшие во Вселенной – за одно мгновение! Вся история нашего мира предстанет для него в виде статической картины, в которой время является застывшим, неподвижным четвертым измерением, аналогичным трем измерениям пространства.
Можно было бы сказать что именно так, в виде законченного четырехмерного холста, наш мир выглядит с точки зрения Бога.
Но речь идет не только о нашем мире. Последний является ничем иным как платонической идеей, внутри которой мы все пребываем.
Соответственно можно провести паралель между нашей Вселенной и любыми другими платоническими идеями. А именно – можно сделать вывод что они являются таким же многомерным холстом как наша Вселенная. Отличие лишь в том что в случае нашей Вселенной мы находимся внутри платонической идеи, тогда как в случае воспринимаемых нами платонических идей мы являемся внешними наблюдателями по отношению к ним - аналогичными Богу.
Многие идеи – идея голубого цвета, круга, различных эмоций и т.д. – воспринимаются нами в их целостности, и нам не нужна временная развертка для их понимания.
Однако, по аналогии с нашей Вселенной – эти идеи обладают своим внутренним временным измерением.
Хорошей иллюстрацией является музыка. Мы привыкли слушать мелодии в их временной развертке. Однако в последней нет необходимости. Глубоко прочувствованная мелодия может ощущаться как она есть, в виде вневременного, целостного переживания. Именно в таком виде они изначально появляются в голове композитора - и уже затем записываются им в виде временной последовательности нот.
Платонические идеи – это все что существует в мире. Мир является океаном платонических идей, а наше сознание подобно серфингисту, путешествующему по волнам этого океана.
Наши сознания и сознания всех обитателей Вселенной, в свою очередь, коллективно образуют платоническую идею Вселенной, внутри которой мы находимся.
Мы начали этот мадригал с астронавта. Можно предположить существование высоких иерархий, мощь сознания которых позволяет им уподобится астронавту и воспринимать наш мир в его целостности, т.е. как вневременную платоническую идею. Эти иерархии, в свою очередь, динамичны и имеют свое внутреннее время. Продолжая, можно предположить существование еще более высоких иерархий, надстоящих над первыми, которые воспринимают вышеупомянуые иерархии в их целостности. И т.д.
Время как мера изменения существует для всего сущего. Но время относительно. Наше время отражает нашу эволюцию, и подчеркивает наше неведение нашего будущего. Но для более высоких существ наш мир является познанной платонической идеей, и соответственно наше внутреннее время не имеет для них смысла. Они уже знают о нас все – от Альфы до Омеги, аналогично тому как астронавт у горизонта событий видит всю историю Вселенной как на ладони.
Меняется все сущее. Меняется в том числе Бог.
Мир является бесконечной восходящей иерархией платонических идей, и бесконечной восходящей иерархией времен.