Возможно, что собираюсь запечатлеть очевидное. Но, сдаётся мне, раскладка по местам может оказаться не слишком вредной.
Итак, ничего не выдумывая просто фиксируя легко поддающееся проверке, для которой нужно только небольшое напряжение внимания и наличие элементарной рефлексии. Можно выделить 5 типов восприятия. Одно из них "обобщающее" - фиксация собственной реакции в форме реализации волевого акта. Прочие - то, что этому акту предшествует. Есть классификационный смысл разделить на две части - непосредственное и интерпретационное восприятие. Что-то мы воспринимаем как "нечто" - это непосредственно. А что-то как собственное отношение к этому "нечту", так или иначе его интерпретируя. Скажем я вижу собаку. Непосредственно, глазами, ушами (если собака за глухим забором гавкает) и т.п. Или в воображении, если вспоминаю или выдумываю какую-то собаку. И собака эта "своеобразная", например. "Своеобразная" - это моя оценка собаки, и эта оценка тоже часть моего восприятия. Интерпритационная. Вроде, пока всё просто, нет?
Далее, непосредственное восприятие может быть сенсорным, если я воспринимаю собаку в конкретный момент времени своими "ощущалами", или "виртуальным", если воспринимаю не "реальную" собаку, а образ в своём представлении. И интерпретационное восприятие тоже есть смысл пополам поделить. Потому что интерпретируется воспринимаемое с одной стороны эмоционально и прагматично, в прямой связи с тем, что называется "собственным интересом", а с другой отстранённо и абстрактно, пытаясь привязать "нечто" к общей картине мира какой она осознанно и разумно фиксируется. "Своеобразность" собаки может быть следствием общего впечатления и-или рассуждения о нетипичности её поведения или окраски. Понятно при этом, что одно тесно связано с другим и не столько противоположенно, сколько дополняюще, связывая разные виды восприятия в единый комплекс.
Что ещё? Активность, экспансивность направленности восприятия. Сенсорное восприятие может быть пассивным, созерцательным. Или наоборот, динамичным, деятельным. Можно любоваться собакой (или наоборот, неприязненно наблюдать). А можно прикидывать - "а какая у неё шерсть на ощупь, если погладить?" или "а что если её за хвост потянуть?". Также и с воображением - можно направить внимание на образ вцелом, непричастно. А можно заинтересованно изучать фиксируемое воображением на предмет внутреннего устройства и применения на практике. Можно фиксируясь на связях с миром направлять внимание на своё положение в данном куске мира вообще (не анализируя, а просто наблюдая и "интуитивно" прикидывая). А можно руководствуясь всяческими стимулами акцентироваться на собственной непосредственной реакции - "что я должен продемонстрировать, как себя проявить?". Тут, опять же, речь не о рассудочных выводах, а скорее об эмоционально обусловленных реакциях. Что же касается рассудка, то и тут две те же стратегии. Либо "как это устроено вообще?" либо "а что с этим можно предпринять, как и на что приспособить?". Причём все эти виды восприятия-переживания свойственны любому человеку в пределах соц.нормы, но внимание бывает сконцентрированно либо на актив, либо на пассив. Оставшееся на переферии внимания совершается автоматически, как бы "само собою.
Это не всё, но может, есть возражения?