Страница 9 из 10

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 20 май 2015, 16:39
Kosmolog
Мне не раз доводилось разбирать стихи Миркиной, и на мой взгляд она застыла в кругу своих представлений очень и очень давно - как муха в янтаре.

Вот один из разборов...

Чистая страница
Зинаида Миркина
http://www.stihi.ru/2012/10/14/9072

Рецензия на «Чистая страница» (Зинаида Миркина)

Я снова – чистая страница,
Вот та раскрытая тетрадь,
В которой будут вновь писать
Рассветный луч, сосна и птица.

чистая страница И раскрытая тетрадь - НЕ ОДНО И ТО ЖЕ, ПОТОМУ НЕ СТОИТ СТРАНИЦУ НАЗЫВАТЬ ТЕТРАДЬЮ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Я МИРА ВЕСТЬ, Я НЕ ЧАСТИЦА,
Я та раскрытая тетрадь,
В которой будут вновь писать
Рассветный луч, сосна и птица.

Богатый Бездельник При Своих 04.02.2014 14:37


Я ничего не создала.
Я ничего не совершила.
Все завершённые дела —
Лишь только камень над могилой.

А ЗДЕСЬ, - КАК МНЕ ВИДИТСЯ, - ПОВОРОТ ОТ ИЗЛОЖЕНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ - ПЕРЕВОД НАПРАВЛЕНИЯ ВЗГЛЯДА - ОБОСТРИЛ БЫ ВОСПРИЯТИЕ ЧИТАТЕЛЯ:

Я ничего не создала.
Я ничего не совершила.
Все завершённые дела —
ВЫ только камень над могилой.

И ВСЁ-ТАКИ О МОГИЛЬНОМ КАМНЕ ГОВОРЯТ "КАМЕНЬ НА МОГИЛЕ", А НЕ "КАМЕНЬ НАД МОГИЛОЙ" - ПОТОМУ ЧТО МОГИЛА - ЭТО ВСЁ В ЦЕЛОМ - И ГРОБ С ОСТАНКАМИ В ЗЕМЛЕ, И ПАМЯТНЫЙ ЗНАК (ВОЗМОЖНО, КРЕСТ, ВОЗМОЖНО, КАМЕНЬ, ВОЗМОЖНО, БЕТОННАЯ ПЛИТА), И БЛАГОУСТРОЙСТВО (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ - "МЫ ПОСЕТИЛИ МОГИЛУ" - ОНО КАК РАЗ ОБ ЭТОМ).

Богатый Бездельник При Своих 04.02.2014 14:49


А ЗДЕСЬ Я БЫ ЗАМЕНИЛ "ПЕРВОЕ" НА "ЛУЧШЕЕ", ПОСКОЛЬКУ ЭТО БУДЕТ ТОЧНЕЕ (ПЕРВОЕ УЖЕ БЫЛО, А ЛУЧШЕЕ ЕЩЁ ВПЕРЕДИ):

А я пока ещё жива
И всё ещё готова встретить
Новорождённые слова
И утро первое на свете.

А я пока ещё жива
И всё ещё готова встретить
Новорождённые слова
И утро - ЛУЧШЕЕ на свете.

Богатый Бездельник При Своих 04.02.2014 15:04


И вот рассвета росчерк алый
Разросся в розовую гладь.
И высь о Боге рассказала,
Как мне вовек не рассказать.
А где-то на лесной дороге
Цветок сверкнул живым огнём
И тихо рассказал о Боге —
Не о себе, а лишь о Нём…

ПОЧЕМУ "А" (А где-то на лесной дороге)?
РАЗВЕ ЗДЕСЬ УКАЗАНО НА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ЗАРЕВУ НА НЕБЕ?

НА МОЙ ВЗГЛЯД - УМЕСТНЕЕ БУДЕТ "И" - ПОСКОЛЬКУ ЛУЧ СВЕТА НА ЦВЕТКЕ ЕСТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОГО, ЧТО НА НЕБЕ (И ЗАПЯТУЮ НУЖНО ПОСЛЕ огнём ПОСТАВИТЬ).

И НЕМНОГО С УДАРЕНИЕМ НЕ ТО В СТРОЧКЕ:

И где-то на лесной дороге

ЛУЧШЕ СТАНЕТ, ЕСЛИ НАПИСАТЬ (УЧИТЫВАЯ, ЧТО ЦВЕТЫ НЕ НА ДОРОГЕ РАСТУТ, А ПРИ НЕЙ, ВСЁ-ТАКИ)

И НА ПРИГОРКЕ, У дорогИ,

И В СТРОЧКЕ - И тихо рассказал о Боге - ТОЖЕ НЕ ТАМ УДАРЕНИЕ СТОИТ (И "СВЕРКАЮТ" (Цветок сверкнул живым огнём) ВОВСЕ НЕ "ТИХО"), ПОТОМУ ЛУЧШЕ ЕЁ НАПИСАТЬ ТАК (И ОПЯТЬ, ДЛЯ ОЖИВЛЕНИЯ, С ПЕРЕВОДОМ ВЗГЛЯДА - С ЦВЕТКА НА АВТОРА):

И ОН НАПОМНИЛ МНЕ о Боге

ТОГДА В ЦЕЛОМ ВСЁ БУДЕТ ТАК, НА МОЙ ВЗГЛЯД - БОЛЕЕ ГЛАДКО И ЛОГИЧНО:

И вот рассвета росчерк алый
Разросся в розовую гладь.
И высь о Боге рассказала,
Как мне вовек не рассказать.
И НА ПРИГОРКЕ, У дорогИ,
Цветок сверкнул живым огнём.
И ОН НАПОМНИЛ МНЕ о Боге —
Не о себе, а лишь о Нём…

Богатый Бездельник При Своих 04.02.2014 15:31


О Боже, сколько их сегодня
В любом краю, в любой судьбе,
Безмолвных вестников Господних,
Вещающих не о себе…

НЕ УЛОВИЛ - В ЧЁМ СВЯЗЬ МЕЖДУ "КРАЕМ" И "СУДЬБОЙ" В СТРОЧКЕ В любом краю, в любой судьбе, - ГДЕ НАЧАЛО ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ, "СИТУАЦИОННОЕ", А ПРОДОЛЖЕНИЕ - "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ" - НА МОЙ ВЗГЛЯД КРАЙ И СУДЬБА - ЯВЛЕНИЯ УЖ СЛИШКОМ РАЗНОПЛАНОВЫЕ, ЧТОБЫ ИХ СОЕДИНЯТЬ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ...

И ИНТЕРЕСНО, ПОЧЕМУ ИМЕННО "СЕГОДНЯ"...
РАЗВЕ СЕГОДНЯ ПРОИЗОШЛО ЧТО-ТО НЕБЫВАЛОЕ?

ПОТОМУ ПРАВИТЬ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ:

О Боже, сколько их сегодня
В любом краю, в любой судьбе,
Безмолвных вестников Господних,
Вещающих не о себе…

НЕ СТАНУ, ПОТОМУ ЧТО ПРИДЁТСЯ ТОГДА ПЕРЕПИСАТЬ ЕГО ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ, И ЭТО БУДЕТ УЖЕ НЕ РЕДАКТОРСКАЯ ПРАВКА.

И СЛЕДУЮЩЕЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ:

И как их весть меня тревожит!
Смысл непостижный постижим.
Ведь эта роза – ангел Божий,
Сосна – крылатый серафим.

ВОПРОС: ОТКУДА ВОЗНИКЛА РОЗА, ЕСЛИ ДО ТОГО ГОВОРИЛОСЬ О ПРИДОРОЖНОМ ЦВЕТКЕ?

И ПОЧЕМУ ВЕСТЬ О БОГЕ - АВТОРА "ТРЕВОЖИТ"?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

СЕГОДНЯ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ. ПОГОЖИЙ.
ДЕНЬ БОЖЬИХ ИГР И ПАНТОМИМ.
Ведь этОТ ЦВЕТИК – ангел Божий,
Сосна – крылатый серафим.

Богатый Бездельник При Своих 04.02.2014 15:51

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 20 май 2015, 16:49
Kosmolog
Мои стихи, если интересно, здесь - viewtopic.php?f=39&t=3090&p=129547#p129547

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 20 май 2015, 19:24
Соня
:smile:

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 20 май 2015, 19:41
Kosmolog
Рад, что Вы не обиделись.

И я Вас встречал в рудао - и даже оттуда в Ваш журнал заходил (мир тесен).

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 20 май 2015, 19:44
Яник
Kosmolog писал(а):Рад, что Вы не обиделись.

И я Вас встречал в рудао - мир тесен.

У Соньки в ФБ 10 000 друзей.
Ее только ленивый не встречал. :issled:

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 11 июн 2015, 04:28
Соня
Если честно, то (имхо, не только) для меня это был ряд прекрасных и убедительных примеров, насколько точно и ответственно у Миркиной буквально каждое слово; (вплоть до предлогов и частиц).

И какими скупыми и малозаметными на первый взгляд стилистическими методами достигается "эксцентриситет": грамматическое отклонение той реальности, о которой ее стихи, от реальности повседневной; или обыденного, "мирского" на нее взгляда.

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 11 июн 2015, 04:42
Соня
Как-то по неистребимому своему воробьиному нахальству и самомнению позволила себе указать ей на неточность:

"..И кто сумеет хоть однажды
Постичь всю эту красоту..." *

Сказала, что постичь всю эту красоту все равно невозможно.
Она, помолчав, согласилась(!):
"Но это мое очень давнее стихотворение. Сейчас такого не бывает."

Это при том, что (как потом сама поняла) "всю" здесь означает не исчерпанность. А меру восхищения, восторга.

--
Только по мере (такого медленного!) роста моего постижения и опыта мне открываются все новые смыслы, высоты и глубины той или иной строчки Миркиной.
И совершенно для меня непостижимо, как, - и это в какие-то там глухие 70 е, когда глубинная духовная литература на русском практически отсутствовала даже в самиздате (да и просто Библия мало у кого водилась) - у нее был не только опыт, но и дерзновение записывать стихотворные утверждения, которые было затруднительно впихнуть в любую тогда известную религиозную систему, в любую систему взглядов.

------
* "С какой любовью мир творится ..."

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 11 июн 2015, 04:45
Соня
"Как же так? Как же так?! Как же я всю жизнь прожила, - и этого не знала?
Я же всегда это знала! Как же так?"

---------
"Цель" моя очень проста.
1. Действительно считаю, что ее стихи могут стать откровением и открытием; открытием нового способа жизни, в частности, жизни религиозной.
(Ниже приведу пример)
2. И потом - это камертон. Это все, что могу сказать о себе и своей душе.

А вот - еще мне написали:
"Просто данные стихи насыщены смыслом и высшими вибрациями." .

Один из аспектов, что ли, тем со стихами Миркиной - мой острый интерес, есть ли люди (особенно среди христиан) с глубинным духовным опытом.
Без него ее стихи пресны, пусты, бессодержательны, антипоэтичны.

У людей же с живой божией стрункой, - струнка эта не может не начать вибрировать, трепетать, отзываться.

По крайней мере, таково мое убеждение и опыт.

Помню как-то, навещая свою престарелую дальнюю родственницу, зашла к ее 85-летней соседке, ее и моей подруге*. Та, как обычно, стала делиться тревогами о своем внуке Ванечке, слово за слово.
Не помню уж почему, чтобы как-то ее утешить, прочла ей это стихотворение Миркиной***

Вдруг. Она встала, вышла в другую комнату и затихла.
Жду я пять минут, десять ... Чай стынет, пряник съеден. Что с ней? Что случилось? Может, ей плохо? Может, надо что-то делать?

Через четверть часа открывается дверь и появляется она с совершенно мокрым лицом:

"Как же так? Как же так?! Как же я всю жизнь прожила, - и этого не знала?
Я же всегда это знала! Как же так?"
Вот эти ее потрясающие слова: "Как же я этого не знала?"
тут же - "Я же всегда это знала!"
запомнились мне на всю жизнь.
В моем понимании и чувстве, они - свидетельство души; чистоты и подлинности ее изголодавшегося крика (надо тут привести стихотворение Пастернака "Душа").

*---
(Первой жене композитора Григория Фрида, основателя, столпа и утверждения памятного многим москвичам МММК.
Хоть звали ее Екатерина Михаиловна, но настоящее ее имя - Хэрриэт, ибо она урожденная русская англичанка. Сколько прекрасной души людей встречено! Сколько прекрасной души людей уже ушло!)



*** *** ***

С какой любовью мир творится!
Тварь божья. Как ни назови .
Трава, деревья, зверь и птица .
Мы все родимся из любви.

Как точно к цвету цвет подобран,
Так, как моя душа к твоей.
Как терпеливо, как подробно
Сплетается узор ветвей!

Как бы трепещущая фраза
Из слов таинственных. и вот,
Минуя мысль, минуя разум,
От сердца к сердцу весть идет.

Все та же. В мире все не ново.
Но вечно предстаёт глазам
все та же красота, как слово,
как знак любви, не видной нам.

И кто сумеет хоть однажды
постичь всю эту красоту,
тот чувствует, что вздох наш каждый
и каждый волос на счету.

И появляется свобода,
с которой всякий труд — не труд,
с которой шествуют по водам
и на распятие идут.

И в пустоте уже не пусто,
и воскресенье во плоти
приходит, как шестое чувство,
как продолженье тех пяти…

И если есть еще тревога,
она о том, как бы во сне
и в мыслях не обидеть Бога,
предавшегося в руки мне.


================


О, вольноотпущенница, если вспомнится,
О, если забудется, пленница лет.
По мнению многих, душа и паломница,
По мне - просто тень без особых примет.

О,- в камне стиха, даже если ты канула,
Утопленница, даже если - в пыли,
Ты бьешься, как билась княжна Тараканова,
Когда февралем залило равелин.

О, внедренная! Хлопоча об амнистии,
Кляня времена, как клянут сторожей,
Стучатся опавшие годы, как листья,
В садовую изгородь календарей.

/Пастернак Душа (1915)/

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 26 мар 2016, 00:53
Соня
* * *

Слоистые, серые дали
И медленно тающий снег…
А ели высокие ждали.
Кого они ждали весь век?

И ели, и эти берёзы,
И тёмный овраг с ивняком
Роняли беззвучные слёзы.
О, Господи Боже, - о ком?

С какою великою силой,
Глубинное вспомнив родство,
Душа моя всех их любила
В ответ не прося ничего,

В холодную влагу одетых,
Седых, не считающих лет…
Какого желать мне ответа?
И что это значит – ответ?

На части любовь неделима,
И если наполнена грудь,
То любящий слился с любимым.
Одно только надо мне: будь!


* * *

Тихо дождь стучит по раме,
Мокнет переплёт оконный.
Жизнь неспешными шагами
Держит путь свой неуклонный.

Ничего, что всё темнее,
Что листы давно опали.
Только б, только б вместе с Нею.
Всё равно в какие дали.

Всё равно, какие вести
Принесёт мне день осенний.
Только б, только б с жизнью вместе,
Только б в такт её движенью.

Только б слиться с этим звуком,
С чутким плеском, с тихим звоном.
Укачай и убаюкай
И возьми в родное лоно!..



* * *

А сроках забыть и о цели,
Забыть про заботы и труд,
И жить, как спокойные ели,
Как тихие сосны живут.

О близкой и дальней обиде,
О боли своей позабыть.
Я здесь для того, чтобы видеть,
Я здесь для того, чтоб любить.

Дойти до светящейся глуби –
Немой полноты бытия.
А любят меня иль не любят –
Забота уже не моя.


* * *

Меня не будет.
Будет только море.
Меня не будет.
Будет только лес.
Вода лазоревая будет вторить
Неизречённой нежности небес.

Меня не будет. Будет только это –
Немой разлив небесного огня.
Взгляд неотрывный ласкового света,
Который заново родит меня.



Изображение



* * *

Покой растёт, как лист весной.
Как Дерево, как ствол сосновый.
Движенье за предел земной,
К недвижности Первоосновы.

Дорога от земли до звёзд
Сквозь все пороги и границы.
О, только б не прервался рост!
О, только б не остановиться,

Ни на часок не отдохнуть,
На полдороги не прилечь бы…
О, только б не прервался путь
Сквозь жизнь и смерть до жизни вечной.


* * *

Сила жизни молчалива,
Молчалива и упорна:
Веток мягкие извивы,
В землю врывшиеся корни,

Взрывы почек, крыльев взлёты,
Гладь рассекший горный гребень –
Та незримая работа,
Что идёт в земле и в небе.

На виду у всех – потери,
На слуху – такие плачи…
Но незримому поверить –
Сердца смолкшего задача.

И на листьев тихой тризне
Ощутить живые корни,
Доверяя силе жизни,
Молчаливой и упорной.



Изображение

Re: Боль, болезнь, смерть и их преодоление в стихах Миркиной

СообщениеДобавлено: 26 мар 2016, 02:12
Соня
* * *

Высокие деревья – это души,
Вот те, которые любили нас
Давным-давно… Чем тише и чем глуше,
Тем нам ясней, что любят и сейчас.

Тем нам ясней: всё, что проходит, - малость.
Пришло, ушло, и не вернётся вновь.
Ну, а Душа – она навек осталась,
И, Боже мой, какая в ней Любовь!

Собою никого не заглушая,
Всей боли и всей смерти вопреки,
Она спокойна… До чего большая!
И как деревья эти высоки!

Вхожденье в выси, погруженье в глуби,
Где плоть не давит, не бушует кровь…
За что Деревья нас с тобою любят?
Да ни за что – они и есть Любовь.


ТАКОЙ ПРОСТОР!
I

Почему я всё время о Боге?
Потому что созвездья горят,
Потому что ведут все дороги
В золотой бесконечный закат.

Потому что мне единоверцы
Все, кто в небе готов потонуть,
Потому что раздвинулось сердце.
Потому что расширилась грудь.

Есть закон очень точный и строгий:
Всё сосчитано в нашей судьбе.
Почему я всё время о Боге?
Потому лишь, что не о себе.

Потому лишь, что шепчутся ветки,
И пьянит своим запахом бор.
Потому что в себе я, как в клетке,
Потому что мне нужен Простор!


II

Бог есть Простор. И в сём Просторе
Душе моей, как лодке в море,
Как птице в чистых небесах.
При чём тут боль? При чём тут страх?

Всё, всё, что бы со мной ни сталось, -
Так мизерно, такая малость!
Все мысли, все заботы – сор,
Когда вокруг – такой Простор!

III

Кто был в той глубине, в которой
Таятся семена простора,
Таятся жизни семена,
Вот там, откуда к нам весна

Приходит, чтоб раскрывши крылья
Вдруг потопить нас в изобилье
Своих немыслимых щедрот;
Кто вхож был в пласт священный тот,

Всегда неведомый, откуда,
Что ни мгновенье, снова чуда
Встаёт; - кто был там, - тот не может
Не славить вечно имя Божье.


* * *

Одиночество старого клёна,
Одиночество голых берёз…
Дуб раскинутый, дуб наклонённый
Целый век в одиночестве рос.

Одинокий простор небосвода
Над широкой, неспешной рекой…
Одиночество – это свобода.
Одиночество – это покой.

Храм для истинных единоверцев,
Та молитва, что Богу слышна –
Одиночества полного сердца,
Переполненных глаз глубина.

И не надо гремящих пророчеств.
Есть одно. Его хватит навек –
Встреча двух или трёх одиночеств,
Точно в море впадающих рек.


* * *

Есть Бах, так значит, смерти нет,
Хоть прах вернётся к праху.
Ушедшим не гляди вослед,
А вслушивайся в Баха.

О нет, не воскрешенье тел!
Могил ничто не рушит.
Но Бах сметает наш предел –
Приводит к Богу душу.

В такую глубь он вводит нас,
Где стёрлись все итоги.
И с тем, кто скрылся с наших глаз,
Мы повстречались в Боге.


* * *

Наш тихий дом,
И с нами розы,
Разросшиеся, вросшие мне в сердце…
И Моцарт, Моцарт – резвое дитя,
Одним прыжком внезапно достающий
До неба, чтобы принести оттуда
Охапку ярко золотых лучей
И утопить нас в золотистых брызгах…
Ах Моцарт, Моцарт, озорным движеньем
Скользнувшим сквозь скопившуюся тяжесть
Несметных сил, готовых нас сдавить.
Но кто нас сдавит, если с нами Моцарт,
Разбрызгавший, как искры, детский смех,
Летящий Моцарт, тот, кому известны
Сокрытые от всех пути до Бога?
Никто ему не может помешать,
Пройдя сквозь тяжкий мрак, вдруг очутиться
У Божьих ног
И там, склоняясь, затихнуть,
Чтоб перед нами медленно раскрыть
Прозрачную, как слёзы, Бесконечность.