реферат по книге "Краткая история человечества"
её автор Юваль Ной Харари (родился 24 февраля 1976) - профессор истории в Еврейском университете в Иерусалиме. Автор международного бестселлера "Sapiens: A Brief History of Humankind" (в русском переводе - "Sapiens: Краткая история человечества"). С 1993 по 1998 гг. бакалавриат и магистратура в Еврейском университете в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem), специализация - история средних веков и история войн. Докторскую степень получил в 2002 г. в колледже Иисуса, Оксфорд (Jesus College, Oxford). С 2003 по 2005 гг. постдокторантура, проводил исследования за счет средств благотворительного Фонда Ротшильдов Yad Hanadiv в Израиле. В настоящее время в сфере интересов др.Харари - всемирная история и макро-исторические процессы. Область его исследований включает в себя поиск ответов на вопросы: Как взаимосвязаны между собой история и биология? В чем заключается основное различие между человеком разумным и другими животными? Существует ли такое понятие как историческая справедливость? Движется ли история в определенном направлении?
0.Предисловие
Важнейшим содержанием любой идеологии является представление тех, кто её разделяет о прошлом, об истории человечества, о закономерностях общественного развития, о прогнозах возможного будущего и о том, к чему должно стремиться человечество в целом и отдельные его представители в частности. Если говорить совсем по детски идеология должна отвечать на вопросы - что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому я построю свой доклад-реферат в его первой части на кратком описании роли информации в истории человечества, а во второй части немного займусь футурологией - попытаюсь обозначить вероятные сценарии того, что ожидает человечество в будущем. Кроме того попытаюсь сформулировать несколько проблем по отношению к которым на мой взгляд Пиратская партия России и Пиратский Интернационал должны выработать и сформулировать своё отношение. Тем самым данная работа, как я надеюсь, поможет участникам Всемирного пиратского движения лучше ориентироваться в современных идеологических проблемах.
1. Три древнейшие профессии
Мы, представители вида хомо сапиенсов уже много десятков тысяч лет можем воспринимать хранить и передавать огромное количество информации об окружающем мире. Мы существа общественные. Мы выживаем и размножаемся благодаря постоянному взаимодействию. Людям недостаточно знать, где бегают мамонты или бизоны, им гораздо важнее выяснить, кто в племени кого ненавидит, кто с кем спит, кто надёжен, а на кого нельзя положиться. Хотя склонность людей заниматься сплетнями обычно подвергается осуждению, но именно она чрезвычайно важна для налаживания сотрудничества в больших коллективах.
Теория сплетен как некоего фермента сплотившего первые человеческие сообщества может показаться шуткой, однако многочисленные исследования её подтверждают. Разносчиков сплетен и новостей называют представителями одной из трёх древнейших профессий. Их современых преемников - сотрудников средств массовой информации называют неформальной четвёртой властью. Две другие древнейшие професии - люди, решающие проблемы безопасности - силовики, те, кто защищают сообщества от внешнего насилия и внутренних раздоров и люди (женщины), удовлетворяющие сексуальные потребности мужщин и воспроизводящие потомство.
Вот эти три занятия возникли в человеечских сообществах на заре цивилизации первыми. И каждое из них играло ключевую роль для саой возможности того или иного сообщества выжить. Насилие, секс и сплетни (информация).
Занимаясь сплетнями, люди обрели способность передавать большие объёмы информации о не существующих в реальности вещах, таких как духи племени и боги, государтсва, компании с ограниченной ответственностью или права человека.
2. Человека создал не труд, а игра
Из огромного разнообразия изобретаемых сапиенсами воображаемых реальностей и не меньшего разнообразия обусловленных этими воображаемыми реальностями форм поведения складывается то, что ныне принято именовать понятием "культура". Как доказал голландский философ Хёйдзинга, живший в первой половине XX века, человеческая культура родилась из игры. Склонность к играм существует и у животных, в особенности у их детёнышей. Но у людей подобные игры переросли в нечто большее и стали культурой. Марксистский тезис о том, что человека создал труд, глубоко ошибочен. И пчёлы трудятся и муравьи, и птицы вьют гнёзда, но людьми не тсановятся.
Но способность человека принимать условные правила игры и вырабатывать на основе этих правил те или иные поведенческие практики и общие мифы (представления о воображаемой реальности) и сформировали человечество таким, каким мы сейчас его знаем.
Наш современник израильский историк Юваль Ной Харараи называет этот процесс когнитивной революцией. Когнитивная революция это тот момент, когда собственно и появляется история человечества. История расходится с биологией.
Представления о рождении человечества в ходе его выделения из животного мира на первый взгляд противоречат религиозным представлениям о создании людей Богом или богами. Но некотоые исследователи, стоящие на базе идеалистической философии и религиозного мировоззрения, склонны допускать, что в процесс рождения и формирования человечества могли внести тот или иной вклад и некие Высшие Силы, находящиеся вне пределов человечества. К примеру эта самая когнитивная революция могла иметь свой источник и воздействии на первых людей свыше. А уфология рассматривает вариант того, что подобное воздействие могло происходить из иных миров, либо с иных планет, либо из паралельных Вселенных.
3. Неолитическая аграрная революция.
В любом случае по общепринятым и подтверждённым научными исследованиями представлениям о ранней истории человечества вслед за когнитивной революцией началась неолитическая революция. В качестве одного из первых её очагов рассматриваются бассейны великих рек Нила, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, так называемый район благодатного полумесяца (междуречье Тигра и Евфрата и территория современных Сирии, Ливана, Палестины и Израиля).
2,5 миллиона лет люди и их предполагаемые предки гоминиды кормились, собирая растения и охотясь на животных, которые жили и размножались без участия человека. всё изменилось около 10 тысяч лет назад, когда хомо сапиенсы перешли к одомашниванию растений и животных, к оседлому образу жизни, изобрели земледелие, животноводство и первые ремёсла.
Так произошла неолитическая аграрная революция. Её последствием стало рождение классового общества, появление возможности эксплуатации человека человеком и зарождение ранних государств, одной из важнейших функций которых было удержание власти эксплуататров над эксплуатируемыми.
4. Письменность
Другим важнейшим этапом на историческом пути человечества стало изобретение письменности. По началу она выполняла преимущественно бухгалтерские задачи. Но постепенно с помощью письменности люди научились фиксировать и свои представления о вообраджаемой реальности. Известный музыкант и мыслитель Борис Гребенщиков считает, что с изобретением письменности, человеческая культура что то и утратила. Он называет письменность не столько средством культуры, сколько орудием пропаганды. Пока знания и мифы передавались от поколения к поколению изустно, лгать и обмановыть было труднее. Люди были искреннее. А письменные тексты стали использоваться как эффективное средство для манипулирования массовым сознанием.
5.Социальные иеррахии
Юваль Ной Харари отмечает по этому поводу, что любая воображаемая реальность и сформированная на её базе воображаемая иерархия отрицает свою вымышленность и провозглашает себя естсественной и необходимой. Поэтому многие люди веками считали и продолжают считать иерархию свободных и рабов естсественной и правильной, пытаясь доказывать, что рабство не человеческое изобретение. Аналогичным образом сущетсвуют разделения на белых и чёрных, богатых и бедных. И даже к биологическому разделению на мужчин и женщин примешивается гендерное разделение на мужские и женские социальные роли, сформированное человеской культурой и существующее в колективном воображении. А индусы с их кастовой системой верят, что мироздание поставило одни касты выше других.
Очевидно в сложноустроенном человеческом обществе не обойтись без воображаемых иерархий и несправедливой дискриминации. Разумется свою роль в социальной стратификаци играют и природные спсосбности людей. Но не меньшую роль в поддержании социальных иеррахий играет и порочный круг, когда представители низших страт веками не имеют возможности получить такое же развитие и образование, которое получают представители высших и потому изначально оказываются в неравных социальных условиях.
При этом большинство социально-политических иерархий не имеют под собой логического или биологического основания. Они лишь фиксируют случайное стечение обстоятельств, подкреплённое мифами и предрассудками. И кстати, именно по этой причине полезно изучать историю.
6. Вектор истории
Самый простой способ определить общее напрвление истории - посчитать, сколько отдельных миров сосуществовало в разные периоды на планете Земля. В глубокой древности по разнообразию таких автономных друг от друга культурных миров планета была подобна галактике. В XI тысячелетии до новой эры их насчитывались многие тысячи. Ко II тысячелетию до новой эры число разных миров сократилось до нескольких сотен, максимум до 1-2 тысяч. К 1450 году, когда Европа стояла на пороге открытия Америки и новых морских путей в Азию убыль автономных культурных миров сделлась ещё более заметной. На планете ещё оставались маленькие изолированные миры вроде Тасмании, но почти 90% людей жили в едином мегапространстве , афроевразийском мире. БОльшая часть Азии и Европы и значительная часть Африки уже были соединены существенными культурными, экономическими и политическими связями. Общению культур способствовало и паломничество. В следующие 300 лет все остальные миры были поглощены гигантом Афроевразии.
И в наши дни на наших глазах наша планета превращается в единый мир, в одну большую деревню, в которой связаться с человеком на противоположной стороне земного шара не сложнее, чем раньще было связаться с человеком из противоположного конца своего села.
Современые люди ещё разделены множеством барьеров. Они по прежнему ссорятся. А порой даже воюют. Но в спорах они пускают в ход одни и те же аргументы, а на войне - одинаковое оружие.