Страница 1 из 2

Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 11 сен 2018, 21:17
Gellemar
sapojnik писал(а):В дворянском собрании уездного города N офицер А. при всем обществе назвал дворянина Б. подлецом и дал ему пощечину. Дворянин Б. смолчал, никак не отреагировал – однако вечером отправил двух своих слуг к дому, где проживал А. Слуги подстерегли А., напали на него из-за угла и убили согласованными ударами ножей в спину. Теперь, как говорят в клубе знатоков, «внимание, вопрос»: защитил ли дворянин Б. свою честь таким образом? Можно ли считать, что в глазах общества он восстановил свое реноме?

По меркам 19 века сама постановка такого вопроса кажется абсурдной, даже дикарской. Однако сейчас на дворе век 21-й, «дворян нет» - и, как показывают многочисленные обсуждения того же случая с покушением на убийство журналиста Кашина, никакого единодушия по вопросу, что же считать «защитой чести», у нас не наблюдается. По Сети можно найти массу отзывов, в которых говорится, что Кашин «доигрался», «не надо было дерзить и хамить», «кто-то защитил свою честь от мерзких нападок Кашина» и т.п.

Вот, к примеру, достаточно типичный образчик такого рода рассуждений:

«А я надеюсь, что эта практика будет шириться и расти. В этой Богом забытой стране нет никаких других возможностей РЕАЛЬНО, ЭФФЕКТИВНО защитить свою честь и достоинство… Так что ничего не остается людям, как действовать самостоятельно, на свой страх и риск. Безумству храбрых поём мы песню. Гадишь, измываешься, уничижаешь – получи».

Или еще: «Общее же резюме такое: если ты не следишь за своими словами, позволяешь себе неприкрытое хамство и дерзость, то не стоит удивляться тому, что однажды тебе сломают пальцы, станцуют на голове зажигательный танец или выстрелят в лицо мелкой дробью, пятёркой, например» (забавно то, что этот второй юзер аттестует себя как юриста и всем предлагает свои юридические услуги).

И такого рода суждений, сделанных по Сети за последние три дня, думается, можно без труда надергать несколько сотен. Собственно, перед нами очередное свидетельство «смены парадигмы» в развитии нашего общества, случившейся в начале 20 века: переход, так сказать, с европейского вектора на азиатский, что особенно ярко выражается в изменении самого понятия о чести.

В чем суть «азиатского» или, если хотите, православного подхода? Как обычно – в соблюдении внешнего ритуала и приличия. Солнцеликий падишах блюдет свою честь тем, что никто ни в государстве, ни за его пределами не смеет назвать его «рябым уродом»; не потому, что это неправда, а потому, что любой наглец будет живьем сварен в кипящем масле или, на худой конец, размозжён ледорубом.

То есть абсолютно неважно, каков падишах не самом деле; важно, что он настолько силен и могуч, что в состоянии заткнуть любую глотку, и заставить говорить о себе только то, что сам хочет слышать. Именно такое положение является для советских и постсоветских идеалом, вызывает восторженное благоговение, и они стремятся к этому идеалу хоть как-то приблизиться. Увы, пока не падишахи, варить обидчиков в кипящем масле затруднительно, но хотя б помечтать о заряде дроби в лицо с безопасного расстояния – нельзя, что ли?!

В целом же – многие совершенно, судя по всему, искренне убеждены, что для защиты своей «чести» достаточно «наказать» того, кто на нее «покусился» словом или делом – то есть обидчика. Очень забавно, что многие при этом вспоминают о своем «дворянстве» и «благородстве»; я, мол, не стерпел, как Вася надо мной насмехался – вот мы и подстерегли его ввосьмером возле дома! Пусть знает, как покушаться на мою честь и достоинство!

Разруха в головах такова, что люди, не моргнув глазом, горюют о том, что «дуэль исчезла до конца». Мол, «дуэли же запрещены», поэтому «пришлось» отоварить оскорбителя ночью бейсбольной битой по затылку – и потом лежачего ногами, ногами… А что, типа, делать? Честь превыше всего!

Между тем «честь» в европейских или, если хотите, старороссийских представлениях – это несколько другое. Наши наивные предки почему-то считали, что, убивая оскорбившего тебя из-за угла, да еще и чужими руками, поруганную честь не восстановишь никак.

Для благородного человека его честь и достоинство дороже его жизни, а для бесчестного и низкого – наоборот. Этим всё и измеряется. Уточню специально: для человека благородного (по меркам ушедшего 19 века) ЕГО честь и достоинство дороже ЕГО жизни (не чужой!). Азиаты тут часто путают.

Отсюда и полное современное непонимание смысла дуэли. По великолепной дикарской наивности многие сейчас уверены, что смысл дуэли в том, чтобы убить обидчика. Они ведь и фразу слышали, долетевшую до нас из глубины веков – что «оскорбление смывается только кровью». Смышленый азиат сразу же начинает развивать полученное знание: ага! Если надо просто избавиться от обидчика, и дело в шляпе – то, может, и хорошо, что дуэли запрещены? На кой это надо, в самом деле – сходиться один на один, в чистом поле… Так ведь, чего доброго, можно и самому под пулю подставиться! А как же справедливость?! Меня обидели – и меня же еще и подстрелят! Каково? Не, тут надо с умом: или в подъезде подстеречь, или, еще лучше, снайпера на крышу посадить…

Между тем европейский смысл дуэли именно как способа защиты чести противоположен: не «убить обидчика», а «предоставить обидчику возможность убить меня». Для азиатского уха звучит парадоксально, согласен. Однако прямо вытекает из европейского понимания чести. Для благородного человека его честь дороже его жизни; именно это он и демонстрирует, вызывая обидчика на дуэль. Добавим к этому, что по большинству дуэльных кодексов человек, ПОЛУЧИВШИЙ вызов, автоматически получал право первого выстрела.

То есть считающий себя оскорбленным уже самим фактом своего «картеля» оказывался в заведомо невыгодном положении: он сразу и "бесплатно" ставит свою жизнь под угрозу! Мало того, что оскорбили, так еще и надо спокойно стоять, не смея отклониться ни влево ни вправо, изображать из себя живую мишень и уповать лишь на то, что обидчик промахнется! Нельзя ни скакать, как заяц, ни прятаться за "складками местности", ни попросить верных кунаков прикрыть плотным огнем... Ничего нельзя - просто стой и смотри, как тебя убивают! Беспредел.

Как мы помним из школьной программы, Онегин в подобной ситуации не промахнулся и убил Ленского, так и не дав последнему возможности «отомстить» приятелю, посмевшему «подбивать клинья» к его невесте Ольге.

А ведь бывали еще и дуэли «на трех шагах» - то есть почти гарантированное убийство, так как на трех шагах не мог промахнуться и тот, кто стрелять совсем не умел!

Какой в них смысл? Почему было Ленскому не подстеречь Онегина с шайкой верной дворни во время, скажем, его одиноких конных прогулок? Или самому Пушкину – не вызывать Дантеса на дуэль, а накатать на него хороший, со всей писательской фантазией, донос в Тайную канцелярию, да не надавить на старые связи – того же Бенкендорфа? Глядишь, Дантеса упекли бы в Сибирь – «честь» Пушкина, а заодно и жизнь, была бы спасена! Поди плохо?

Но в том и дело, что честь благородного человека не страдает НАПРЯМУЮ ни от каких злобных наветов, пасквилей и ухлестываний за женой. В обществе того времени подобные ситуации рассматривались как ситуации испытания: на честь такого-то совершено покушение; сейчас мы увидим, что для него дороже – честь или жизнь?

Недаром в том же обществе имел место и такой совершенно непостижимый азиатскому уму факт: конфликт считался исчерпанным ПРИ ЛЮБОМ ИСХОДЕ ДУЭЛИ. Даже в том случае, если никто из дуэлянтов не был ранен (промах) и, таким образом, «обидчик оставался безнаказанным»! Как бы то ни было, сатисфакция (удовлетворение) получено.

Это всё кажется сложным только на первый взгляд. Представители российского «благородного сословия» впитывали подобные взгляды, что называется, «с молоком матери», и в ситуациях, касающихся чести, ориентировались не как мы здесь – многословно и наощупь, а на уровне почти инстинктов. Потому что в основе всё действительно просто.

Взглянем теперь еще раз на ситуацию «обидевшегося» и подославшего убийц персонажа, вооруженные этим новым-старым взглядом. Есть ли у этого персонажа честь?

источник -->

Re: Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 12 сен 2018, 09:34
Емеля




Re: Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 12 сен 2018, 14:32
Емеля
Что Навальный может ответить на вызов Золотова?

«Я бы с удовольствием сразился с Вами в интеллектуальной дуэли. Но Вы, как я вижу, без оружия...» :9673247: :9673247: :9673247:

Изображение

Re: Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 12 сен 2018, 14:49
Емеля

Re: Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 12 сен 2018, 19:30
Емеля

Re: Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 12 сен 2018, 21:50
Емеля
Мюрид.

По процедурному вопросу

Вчерашнее заявление генерала Золотова, судя по общей реакции, включая и "корпоративную", было воспринято скорее негативно. Даже явные недоброжелатели Навального инициативу главжандарма точно не одобрили. Если вести речь о сугубо технической стороне брошенного вызова, то с ним все вполне очевидно: либо он должен проводиться в рамках строгой процедуры, либо "по беспределу", если пользоваться лексикой нашей приблатненной "элиты".

Если "по беспределу", то генерал может приказать отконвоировать вызванного на "дуэль" Навального из камеры в любое удобное для себя место - татами, ринг или просто в подвал ведомства, и там приватно или в прямом эфире хоть федерального канала "устроить шоу". В способности Золотова (между прочим "крапового берета" и профессионально владеющего рукопашными и силовыми единоборствами) сделать из Навального отбивную, сомневаться нелепо. Другой вопрос, что в таком случае предложение выглядит совершенно бесчестным со всех точек зрения - это как Гарри Каспаров предложит шахматный поединок человеку, видевшему шахматы в глубоком детстве во дворе, где играли пенсионеры. Странно в таком случае вообще слышать слова про честь офицера и всё вот это. Тем не менее, никаких проблем такой способ "дуэли" не представляет, а опасности лично для Золотова здесь ровно ноль. И физической, и, понятно, юридической. "Кто ж его посадит? Он же памятник".
Если организовывать "дуэль" по правилам, то здесь придется руководствоваться кодексом, в котором сказано предельно четко - законная дуэль проводится на шпагах, саблях и пистолетах (п. 132 Кодекса Дурасова). Точка.

Любое иное оружие возможно, но дуэль в таком случае становится "исключительной" и вызванный на дуэль вправе от неё отказаться, не неся ответственности и ущерба чести (п.138 Кодекса). Золотов предложил Навальному банальную драку, и, согласно кодекса, Навальный может вообще не отвечать на такой с позволения сказать "вызов". Может ответить и отказаться. Может принять его. В любом случае он будет в полном праве и его репутация не страдает.
Знал ли об этой технической подробности генерал армии? По всей видимости, нет. Да и зачем ему это? В современной России в ходу не какие-то кодексы, а блатные понятия.

Причем чем выше в иерархии - тем меньше чести, права, законности, а больше понятий. Страна как блатная малина - разве может в ней быть как-то иначе? Если не нравится кодекс Дурасова - то нужно в таком случае принять какой-то другой. Но вначале принять - а потом вызывать. В противном случае мы возвращаемся к первому варианту - "по-беспределу". Либо уже вообще не стесняться, а собрать воровской сходняк, на котором старшаки, обсудив ситуацию, вынесут свой воровской вердикт - как должен генерал армии защитить свою честь.

Уж если по понятиям - то по понятиям. В конце концов, человек, похожий на руководителя Росгвардии, был в свое время замечен на похоронах уважаемого вора, ну так почему бы не воспользоваться знакомствами.
О моральных аспектах предложения Золотова говорить, конечно, не имеет никакого смысла. В ответ на обвинения в коррупции предлагать решить проблему мордобоем - это полная потеря лица. Тот, кто рекомендовал Золотову пойти на такой странный шаг, по всей видимости, вообще не понимал сути своей рекомендации.

Какие-то чиновники Росгвардии, если верить Навальному, обворовывают своих сослуживцев, и вместо того, чтобы найти этих "крыс", их, наоборот, защищают таким экстремальным способом. Как выглядит сам Золотов перед всем личным составом в таком случае - вопрос странный. Неважно выглядит. Выглядит так, как будто он покрывает тех воров, которые "крысят" у своих, вместо того, чтобы разобраться и четко начальственным тоном объявить - виновны-невиновны. Но вместо разбирательства - мордобой. И совсем не с ними.

Re: Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 13 сен 2018, 10:09
Емеля
Как оценивать военного человека? Вопрос у меня возник после истории с нелепым вызовом на дуэль Золотова.

По погонам? По должности? По экстерьеру? Умению красиво и долго говорить? Преданности? Генерал тогда априори лучше полковника, а полковник лучше капитана? Более качественная и важная человеческая единица?

Единственный критерий оценки ЛЮБОГО военного человека на самом деле имееющий смысл - это военная эффективность к пользе Русского Народа и России. То есть - количество уничтоженных лично или под его руководством русофобов и дикарей. На основе этого должны расти звания, должности, денежное довольствие, пенсия, льготы. Завалил десять врагов? Пять тысяч к пенсии. Завалил сто мразей? Получи 50 000 надбавки.

И всё. Простой и понятный критерий, который сразу расставляет все по своим местам и становится очевидно, что генерал Шойгу не лучше полковника Стрелкова, а хуже. Шойгу ничто на фоне даже последнего ополченца из Донбасса.

Стрелков - Герой. На его личном счету сотни умерщвленных русофобов, а на групповом, командном - пару десятков тысяч.

Шойгу - говно. На его личном счете только баксы и евро, вооружение банд Ельцина в октябре 1993 и предательство миллионов русских Новроссии и Малороссии. Зато - генерал.

К полковнику Путину это тоже относится.

(с) Юрий Алхаз 2018

Re: Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 14 сен 2018, 14:33
Gellemar
sapojnik писал(а):Дуэль на пенсиях

Думал, что хохма, но пишут, что вроде правда. В любом случае сюжет прекрасен. В общем, идея "дуэлей" с начальством пошла в народ. Брянская бабушка Зинаида Карловна вчера вызвала генерала Золотова, предложив "дуэль на пенсиях". Условие - кто дольше проживет на пенсию в 8352 руб.95 коп. (подлинная сумма, тщательно подсчитанная Пенсионным Фондом).

Лично я буду болеть за бабушку. Только бы добавил еще одно условие: где-то через 2-3 месяца этого "поединка" - уже можно выпускать Золотова на татами против Навального! Для пущей зрелищности.

источник -->

Re: Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 15 сен 2018, 15:54
Емеля

Re: Жизнь и Честь

СообщениеДобавлено: 16 сен 2018, 10:10
Емеля