Первые (мои) впечатления, соображения, комментарии (навскидку, по ходу чтения).
Из предисловия (к книге) В.А. Сулимова, доктора культурологи:
Вместе с тем (…) необходимо иметь в виду, что со времени его научного творчества прошло более полувека. Как справедливо полагает известный российский социолог С.А. Кравченко, за это время радикально изменился сам социум, у него появились принципиально новые качества. Другой – более ускоренной и, главное, более усложнённой – стала сама социокультурная динамика общества. Это, в частности, выражается в парадоксальных синтезах и разрывах социума, его фрагментации, дисперсии, плюрализации типов рациональности и иррациональности, процессах десоциализации и одновременно развития принципиально инновационных сетевых отношений. Учитывая это, «нельзя абсолютизировать и канонизировать значимость теоретических положений П.А. Сорокина, даже признавая уникальность подтверждения жизнью долгосрочных научных прогнозов, сделанных учёным».
Ну, нас, положим, не запугать разными там терминами навроде: «социокультурная динамика общества… парадоксальных синтезах и разрывах социума, его фрагментации, дисперсии, плюрализации типов рациональности и иррациональности, процессах десоциализации и одновременно развития принципиально инновационных сетевых отношений…».
Мы ещё и своих терминов накидаем в эту кучу: холономная парадигма, постчеловечество, воцерковление искусственного интеллекта, эгрегорная игра, каузальное конструирование, воля Логоса, мировое дао, Космический софт, технологическая сингулярность и прочее и прочее.
Для ЯСНОСТИ описания (понимания) логики истории (её метафизики), так сказать…
Поразительно то, что многие части этой практической философии (практической – в отличие от многих предыдущих философских построений, уводивших в мир высоких абстракций) уже написаны, причём написаны так ясно и полно, что совместить их внимательному читателю в своём философском зрении совсем несложно. Сходные идеи понимания человека как особого идеационального существа, для которого мир идей, образов и ассоциаций, мир интеллектуально и нравственно представленной культуры является доминирующим, главным, обосновывающим индивидуальное бытие, уже были высказаны в прошлом, XX веке.
Ну, дык, это: подхватим и продолжим.
Мир ИДЕЙ как доминирующая и детерминирующая (формирующая) БЫТИЕ сила, в условиях всеобщей компьютеризации и рационализации (вплоть до ИИ и технологической сингулярности) – да, да, есть куда двигаться…
Эти идеи мы можем найти у учёных, составляющих гордость земли Коми: социолога Питирима Александровича Сорокина, литератора и философа Каллистрата Фаллалеевича Жакова, философа и математика Василия Васильевича Налимова, педагога Сергея Йоси-фовича Гессена. Выходцы из зырянского края, они пронесли через всю свою жизнь ощущение особой символической экзистенции – «мира в себе», того особого «окуляра», который помогает найти национальное в глобальном, высокое в обыденном, идеальное в феноменальном.
Да, вот это я подтверждаю, как коренной коми-зырянин: есть тут на Русском Севере некий архетипический «дух космизма», очень у многих людей.
Как, например, у моего деда Виталия Никандровича, сказавшего мне как-то в назидание: «Человек без Высшей идеи – это скотинка на двух ногах».
Недавно в ветке «О сепаратизме в Республике Коми» я вообще выдал тезис о том, что «Духовные истоки России сейчас находятся на Севере».
Именно архетипическую склонность к космизму я и имел в виду.
Такое – гипердуховное, отчасти христианское, отчасти буддийское, отчасти конфуцианское, отчасти языческое – восприятие Человеческого Космоса в истории человеческой мысли уникально. Оно относит интеллектуальные модели коми мыслителей и к классической греческой философии Платона, и к философии антропоцентризма «кенигсбергского гения» И. Канта…
Всё в точку: христианство, буддизм, конфуцианство, философия Платона и Канта – это ВСЁ МОЁ (как коми-зырянина), изначально, от рождения, архетипически…
А сверху – технократия и рационализм (в отличие от гуманизма П. Сорокина).
Философско-культурологическое наследие учёных, выходцев из Коми, являющееся фактически результатом столкновения традиционных и глобальных ментальных платформ, всё больше и больше выливается в новую форму философско-культурологического знания, удачно на- званную И.Е. Фадеевой «зырянский космизм».
Опля!
Вот и название придумано.
Запишите меня в эту контору «зырянских космистов».
П.А. Сорокин по праву занимает в плеяде мыслителей, вошедших в мировую историю, украсивших историю народа коми, будоражащих умы современных исследователей, почётное место. Человек, обосновавший и далеко продвинувший целую гуманитарную отрасль знания – социологию, предсказавший многие глобальные мировые социально-политические события, например, конвергенцию двух мировых систем – капитализма и социализма, не уходит в прошлое, не становится забытым в современную социально-экономическую эпоху.
Есть на кого равняться.
Эта более чем суровая эпоха посткапитализма или даже гиперкапитализма, с разным успехом переживаемая народами мира сегодня, задаёт новые научные и практические задачи. Даже у достаточно серьёзных исследователей возникают немалые трудности понимания природы и тенденций нашего сверхновейшего времени.
Да уж, что верно то верно.
Чего стоит одна постановка вопроса о холономизации ИИ («воцерковлении искусственного интеллекта»)…
Без бутылки и «зырянского космизма» тут не обойтись.
И что удивительно: знакомые, уже когда-то прочитанные и обсуждённые идеи, мысли, труды П. Сорокина возникают в новом свете, и из небытия оживает образ учёного, вступает с нами в конструктивный диалог. В этом весь П. Сорокин, гарвардский «тихий гений», осмысливший и подготовивший для нас эффективные методы и способы понимания главных социально- культурных процессов на годы вперёд.
Вооружимся и воспользуемся.
Приметы глобальных социокультурных трансформаций чувственных и идеациональных культур П. Сорокин видел в далёких и относительно недавних временах. Таковыми он считал социокультурные предпосылки русской революции, периода, наиболее болезненно им переживаемого, к таковым же тяжелым социокультурным кризисам относил и события Второй мировой войны. Именно социально-культурные кризисы, имеющие предпосылки в социальном и индивидуальном сознании людей, а отнюдь не собственно научно-технические изменения или экономические процессы, оказываются (по П. Сорокину) «виновниками» памятных исторических событий, войн и революций.
Где-то так.
Предпосылки «социо-культурных кризисов» (войн и революций) зреют (и проявляются) не столько в «научно-технических изменениях или экономических процессах», сколько в «социальном и индивидуальном сознании людей», то есть – в общественном сознании и коллективном бессознательном, иначе говоря - в ДИНАМИЧЕСКОЙ ИГРЕ ЭГРЕГОРОВ.
А если соединить такое мировосприятие (в духе «зырянского космизма») с технократическим типом мышления, то тут и возникает симбиозный эффект (синергии), выводящий к КАУЗАЛЬНОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ – инструментальному подходу к «динамической игре эгрегоров» как к ПОЛЮ самореализации…
А коли есть интерес (выражающий архетипическую предрасположенность), то ТЕХНОЛОГИИ (медитативные) для «каузального конструирования» найдутся…
Пока всё. Перекур.
Продолжение следует.
P.S. Метафизические СМЫСЛЫ и технологические аспекты «зырянского космизма» будут освещаться в соответствующих (технократических) ветках - viewtopic.php?f=52&t=22&p=144107#p144107