Хотел какое-то вступление, но решил сразу быка за рога.
Книга I. Роза Мира и её место в истории
Глава 1. Роза Мира и её ближайшие задачи
Сначала идут мрачные предчувствия 3-й мировой войны.
В ближайшей перспективе у человечества две опасности:
1) мировая война – физическая гибель,
2) всемирная тирания – духовная гибель.
Уже на 2-й странице очень информативная фраза, которая отражает дух всей главы, а может быть и всей 1-й книги:
Цитата:
Но я принадлежу к тем, кто смертельною ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией. Такие люди не верят в то, что корни войн и тираний уже изжиты в человечестве или изживутся в короткий срок.
Это утверждение заранее опровергает многое из дальнейшего и дает нам право сомневаться во всех плодах размышлений и логических построений автора.
Отмечу сразу, что доверие к плодам уверенного визионерства Даниила и плодам поэтического вдохновения эта фраза не подрывает.
С высоты 50-летней перспективы мы можем утверждать, что корни мировых войн и единоличных тиранией (во всемирном масштабе) изжиты в человечестве примерно к началу последней трети ХХ века. Т.е. в ближайшие годы после написания «Розы мира».
Бегло поглядим на первые две трети ХХ века.
Войны:
1-я мировая;
2-я мировая;
гражданская в России;
гражданская в Испании;
гражданская в Мексике;
гражданская в Китае;
геноцид армян в Турции;
непрерывные локальные войны в Африке, Азии, Латинской Америке;
четыре арабо-израильских (причем при всей неснижающейся напряженности последние 40 лет межгосударственных войн там не было).
Тирании:
Сталин, Гитлер, Муссолини, Франко, Мао, диктаторские режимы в Латинской Америке, апартеид в ЮАР, расизм в США.
А в последней трети ХХ века ( и по сию пору).
Просто смешно сравнивать
Войны:
Вьетнам, Афган, Ирано-Иракская, ну и всякая мелочь в Африке.
Причем Вьетнам можно скорее отнести к первым двум третям ХХ века.
Тирании:
Советская неуклонно ослабевала и носила с каждым годом все более вегетарианский характер. Разумеется, были кое-какие рецидивы, носившие характер агонии. Расстрел в Новочеркасске, всякие процессы Синявского и Даниэля, почти пародийная высылка Солженицина. Все это можно было бы не упоминать, если сравнивать со Сталинскими репрессиями.
Апофеозом агонии был ввод войск в Чехословакию. Протесты всего мира, включая западных коммунистов. Отсутствие явной жестокости. Семь человек на Красной площади – «за нашу и вашу свободу». Их в подобном случае не только Сталин расстрелял бы, но и Столыпин, не моргнув, повесил бы. А Брежнев дал им вполне скромные сроки.
А вообще-то все, что я написал выше об умирающей Советской тирании можно отнести к первым двум третям ХХ века. Собственно этот срок я выбрал условно, считая его как-бы еще «андреевским» периодом истории.
Тирания Мао также завершилась практически с окончанием его жизни.
Единственное, что осталось с тех пор это исламские тоталитарные режимы. За описываемый период это 1) Насер (Египет), 2)Каддафи (Ливия), 3) Садам (Ирак), 4) Бен-Ладен, 5) Хомейни и Ахмадинежад (Иран).
При всей своей опасности никто из перечисленных не представляет угрозы всемирной тирании. И все эти режимы – чем дальше, тем мягче.
Оставшихся тиранов нет смысла перечислять.
Упомянем Фиделя Кастро. Он нам интересен тем, что пришел к власти на Кубе еще при жизни Даниила(!) и жив до сих пор.
Еще можно упомянуть Пол Пота. Он интересен тем, что изловчился истребить своего народа в процентном отношении ко всему населению больше, чем Сталин в СССР.
Вернемся к «Розе Мира»:
Цитата:
никакие усилия разума, никакое воображение или интуиция не способны нарисовать опасностей грядущего, которые не были бы связаны, так или иначе, с одной из двух основных: с опасностью физического уничтожения человечества вследствие войны и опасностью его гибели духовной вследствие абсолютной всемирной тирании.
Книга направлена, прежде всего, против этих двух зол.
Надо признать, что книга выполнила и перевыполнила поставленную задачу. Мне кажется, что роль «Розы Мира» в победе над тем и другим злом огромна. А именно – разоблачение механизмов и целей зла затормозило, ослабило и, наконец, устранило это зло. Разумеется, на трансфизическом уровне.
Продолжим. Далее идут рассуждения о государственности, об опасности всемирности, которая иногда маскируется под благородные цели, но все равно скрывает под собой стремление к всемирной тирании.
Затем идут ничем не оправданные (_с современной точки зрения) нападки на гуманизм.
Цитата:
Сознательно или бессознательно предчувствуя эту опасность, движения гуманистической направленности пробуют консолидировать свои усилия. Они лепечут о культурном сотрудничестве, размахивают лозунгами пацифизма и демократических свобод, ищут призрачного спасения в нейтралитете либо же, испуганные агрессивностью противника, сами вступают на его путь..
«Лепечут» , «размахивают лозунгами», «ищут призрачного спасения», «испуганные» - мне не понятны корни такого презрения.
После этого идет фраза, заслуживающая по моему мнению только высмеивания. Как ни тяжело мне это признавать.
Цитата:
Бесспорной, всем доверие внушающей цели, то есть идеи о том, что над деятельностью государств насущно необходим этический контроль, не выдвинуло ни одно из них.
В свете всей книги и в свете всех известных учений о государстве не могу себе представить ничего наивнее и глупее.
Любой контроль – хоть этический, хоть политический, хоть физический и химический – это и есть государство.
Контроль над государством – это все равно государство.
Контроль над государством вне государства – это что-то вроде вытаскивания себя за волосы из болота.
Далее опять про опасность всемирного государства.
Цитата:
Но где гарантии того, что это сверхгосударство, опираясь на обширные нравственно отсталые слои - а таких на свете ещё гораздо больше, чем хотелось бы -
где гарантии, что во главе сверхгосударства не окажется великий честолюбец и наука послужит ему верой и правдой, как орудие для превращения этого сверхгосударства именно в ту чудовищную машину мучительства и духовного калечения, о которой я говорю?
Все эти замечания вполне применимы к пресловутому «Этическому контролю».
Затем идут тревожные опасения, что развитие техники связи и пр.
Цитата:
подводят железную базу под вампирические громады диктатур.
Все эти страхи абсолютно не подтвердились. Развитие техники связи и информации достигли сейчас такого уровня, который не мог и присниться Андрееву и его современникам (в отличие от других отраслей науки и техники). Но «вампирическими громадами диктатур» и не пахнет.
А наивный Даниил Леонидович видел спасение в
Цитата:
установлении над Всемирной Федерацией государств некоей незапятнанной, неподкупной высокоавторитетной инстанции, инстанции этической, внегосударственной и надгосударственной, ибо природа государства внеэтична по своему существу.
Это самая глупая фраза в книге. Но посмотрим, может быть я что-нибудь неправильно понял - как же это произойдет?
Цитата:
Настоящая книга стремится дать, в какой-то мере, на эти вопросы ответ.
Я, прочитавший эту книгу с начала до конца несколько раз в течении 20 лет, свидетельствую:
Настоящая книга не дала на эти вопросы ответ ни в какой мере!
Такого ответа не существует!
Этический контроль над государством – утопия и бред!
Его не может быть по определению. Государство – это и есть высший контроль. Человечество должно стремиться к минимизации любого контроля. Любой контроль – от мира сего. А нам нужен лишь Божественный контроль, который не от мира сего.
Дальше идут вполне пророческие слова о просветлении мира, не имеющем ничего общего с этическим контролем.
Цитата:
Для движения, о котором я говорю, и сейчас, когда оно едва пытается возникнуть, и потом, когда оно станет решающим голосом истории, врагом будет одно: стремление к тирании и к жестокому насилию, где бы оно ни возникало, хотя бы в нём самом.
В 1958 г. трудно было заметить это возникающее движение. Но оно было.
Затем идет позорный абзац о позитивном опыте Нацистской Германии.
Цитата:
Не только идеалы - даже методика её должна быть отринута нами почти полностью. Но рычаг, ею открытый, должен быть взят нами в руки и крепко сжат.
Даже комментировать не хочется.
И все время продолжается скучная песня про пресловутую Лигу
Цитата:
Мне представляется международная организация, политическая и культурная, ставящая своею целью преобразование сущности государства путём последовательного осуществления всеохватывающих реформ. Решающая ступень к этой цели - создание Всемирной федерации государств как независимых членов, но с тем, чтобы над Федерацией была установлена особая инстанция, о которой я уже упоминал: инстанция, осуществляющая контроль над деятельностью государств и руководящая их бескровным и безболезненным преобразованием изнутри. Именно бескровным и безболезненным: в этом всё дело, в этом её отличие от революционных доктрин прошлого…
Назовём её пока условно, чтобы не повторять каждый раз многословных описаний, Лигой преобразования сущности государства. Что же до её структуры, то те, кто станут её организаторами, будут и опытнее, и практичнее меня: это будут общественные деятели, а не поэты. Могу только сказать, что лично мне рисуется так, что Лига должна располагать своими филиалами во всех странах, причём каждый филиал обладает несколькими аспектами: культурным, филантропическим, воспитательным, политическим. Такой политический аспект каждого филиала превратится, структурно и организационно, в национальную партию Всемирной религиозной и культурной реформы. В Лиге и Лигой все эти партии будут связаны и объединены.
Что ни фраза, то ахинея. (Прости меня, Даниил Леонидович).
После навевающих тоску рассуждений о Лиге идет серьезное оправдание религий, оправдание их права на существование наряду с наукой. Весьма актуальные для СССР середины прошлого века, для России нашего времени эти рассуждения актуальность потеряли. Разве, что нобелевскому лауреату по физике Гинсбургу стоит их почитать.
Наконец, переход к Розе Мира
Цитата:
Никто, кроме Господа Бога, не знает, где и когда затеплится первый огонь Розы Мира. Страна - Россия - только предуказана; ещё возможны трагические события, которые осложнят совершение этого мистического акта и принудят перенести его в другую страну. Эпоха - шестидесятые годы нашего века - только намечена; возможны гибельные катаклизмы, которые отодвинут эту дату на длительный ряд лет
Не было этих «гибельных катаклизмов, которые могли бы отодвинуть эту дату на длительный ряд лет». Ни реставрации сталинизма-гитлеризма, ни ядерной войны.
Так что можно сделать вывод, что ростки Розы Мира пробились в Энрофе в шестидесятые, как и было предсказано.
Потрясающий интерес в широких народных массах в СССР в начале 60-х к литературе, живописи, музыке, театру, кинематографу. Бурный прорыв огромного количества талантов во главе с Аксеновым, Евтушенко, Вознесенским, Окуджавой, Высоцким, Войновичем, Бродским, Искандером, Стругатскими, Эрнстом Неизвестным, Эльдаром Рязановым, Гайдаем, наконец, Солженициным. Устал перечислять.
Это у нас. А в остальном мире?
В США приблизительно тогда обострился и начал разрешаться расовый вопрос.
Полностью покончено с колониализмом.
А Биттлз? А хиппи? Тоже можно долго перечислять.
Повторим: родилась Роза Мира в шестидесятые!
И интеррелигия тоже возникла. С тех пор практически исчезла (в христианской культуре) религиозная нетерпимость. Множество европейцев и американцев, а позднее и русские ударились в буддизм, индуизм, конфуцианство, не порывая (как правило) с христианством.
Далее идет средне-убедительное описание отличий Розы Мира от традиционных религий и социальных движений.
Цитата:
Это не есть замкнутая религиозная конфессия, истинная или ложная. Это не есть и международное религиозное общество вроде теософического, антропософского или масонского, составленного, наподобие букета, из отдельных цветов религиозных истин, эклектически сорванных на всевозможных религиозных лугах. Это есть интеррелигия или панрелигия в том смысле, что её следует понимать как универсальное учение, указующее такой угол зрения на религии, возникшие ранее, при котором все они оказываются отражениями различных пластов духовной реальности, различных рядов
Второе отличие: универсальность устремлений Розы Мира и их историческая конкретность. Задачу преобразования социального тела человечества не ставила перед собой ни одна религия, исключая средневековый католицизм …..
Отсюда вытекает и ещё одно, четвёртое, отличие Розы Мира: перспектива последовательных, стоящих перед нею духовно-исторических задач, вполне конкретных и принципиально осуществимых. Перечислю ещё раз ближайшие из них: объединение земного шара в Федерацию государств с этической контролирующей инстанцией над нею, распространение материального достатка и высокого культурного уровня на население всех стран, воспитание поколений облагороженного образа, воссоединение христианских церквей и свободная уния со всеми религиями светлой направленности, превращение планеты - в сад, а государств - в братство
Да кто в Европе или в Америке не согласится с этим в целом или по частям? Да никто!
Кончается 1-я глава 1-й книги словами
Цитата:
Не иерократия, не монархия, не олигархия, не республика: нечто новое, качественно отличное от всего, до сих пор бывшего. Это - всемирное народоустройство, стремящееся к освящению и просветлению всей жизни мира. Я не знаю, как его назовут тогда, но дело не в названии, а в сути. Суть же его - труд во имя одухотворения человека, одухотворения человечества, одухотворения природы.
Но это и есть то самое, что имеет место сейчас в странах христианской цивилизации.
Таким образом, (повторю в очередной раз) – Роза Мира возникла на Земле в шестидесятые.
И наша задача лелеять ее ростки.
Это все о первой главе первой книги. Об оставшихся 2 и 3 главе напишу гораздо меньше.
Гл.2 Отношение к культуре.
Гл.3 Отношение к религиям.
Цитата:
Данная глава "Отношение к культуре", следующая - "Отношение к религиям", но не следует ждать от них развёрнутого изложения этих тем. Новым осмыслением различных культурных областей, различных исторических явлений, различных религиозных систем, а также различных царств природы насыщены все двенадцать книг этого труда. Первые же главы равноценны лишь некоему введению. Они содержат конспективное изложение некоторых основных принципов - и только.
Данная цитата прекрасно отражает содержание Гл.2 и Гл.3.
Т.е. можно не читать и сразу переходить к Кн.2.
Перескажем все же коротко.
Сначала идут рассуждения о том, что наука не так уж всесильна. И что религия-эзотерика-магия и т.п. тоже имеют смысл.
Для конца 50-х это было существенно. Для нынешнего образованного человека, который сподобился раскрыть «Розу Мира» - это общие места.
Часто повторяется знакомая песня про тотальный контроль.
Цитата:
одним из первых мероприятий Розы Мира после её прихода к контролю над деятельностью государств будет создание Верховного Учёного Совета - то есть такой коллегии, которая выделится внутренними кругами самой Розы Мира. Состоящий из лиц, сочетающих высокую научную авторитетность с высоким нравственным обликом, Совет возьмёт под свой контроль всю научную и техническую деятельность, направив свою работу по двум путям: планирующему и оберегающему.
И еще более огорчительно про цензуру.
Цитата:
Наступит время, когда этический и эстетический уровень общества и самих деятелей искусств станет таков, что отпадёт всякая надобность в каких-либо ограничениях, и свобода искусств, литературы, философии и науки станет полной. Но между тем моментом, когда Роза Мира примет контроль над государствами, и эпохой этого идеального уровня пройдёт несколько десятилетий. Не из мудрости, а из юношеской незрелости могла бы возникнуть мысль, будто общество уже достигло тех высот развития, когда абсолютная свобода не может породить роковых, непоправимых злоупотреблений. Вначале придётся вручить местным филиалам Всемирного Художественного Совета, кроме других, более отрадных функций, также и этот единственный контроль, через который будет проходить художественное произведение перед его обнародованием. Это будет - если не обидится читатель на шутку - лебединой песнью цензуры. Сначала, когда национальные антагонизмы и расовые предрассудки ещё не будут изжиты, а агрессивные организации будут ещё играть на этих предрассудках, придётся налагать запрет на любую пропаганду вражды между теми или иными группами населения. Позднее контроль ещё будет сохраняться над книгами и учебными пособиями, популяризирующими научные и философские идеи, в том единственном, однако, направлении, чтобы они не оказались неполноценными, легковесными или искажающими объективные факты, - не вводили бы неквалифицированного читателя в заблуждение.
И т.д.
Т.е. Даниил все время соскальзывает на вымощенную благими намерениями дорогу в ад.
Никто никогда не спорил и до Андреева, что порнография это плохо, насилие это плохо и пр. Но механизма реализации Даниил не предлагает. А стало быть, понятно кто попадет во все Этические Контроли и Художественного Советы. Те же столпы нравственности и интеллекта, которые сидят сейчас в Госдуме.
В 3 главе идут рассуждения об истине, не очень интересные.
Дальше о том, что все религии хороши по-своему и т.д.
Опять актуально для 50-х, а сейчас не очень.
Завершая 1-ю книгу согласимся, что
Цитата:
Розу Мира можно сравнить с опрокинутым цветком, корни которого - в небе, а лепестковая чаша - здесь, в человечестве, на земле. Её стебель - откровение, через него текут духовные соки, питающие и укрепляющие её лепестки, - благоухающий хорал религий. Но, кроме лепестков, у неё есть сердцевина: это - её собственное учение. Учение это не есть механическое сочетание наиболее высоких тезисов различных теософем прошлого: кроме нового отношения к религиозному наследию, Роза Мира осуществляет новое отношение к природе, к истории, к судьбам человеческих культур, к их задачам, к творчеству, к любви, к путям космического восхождения, к последовательному просветлению Шаданакара
И в заключение приведем цитату из 2-й книги. Она чрезвычайно важная и ею следует руководствоваться при чтении «Розы Мира» всегда.
Это в конце 2-й главы 2-й книги.
Идет цитата
Цитата:
«о вступлении Будды в состояние "абхиджны" -- широкое прозрение "в сферы, не имеющие названий, в бесчисленные системы миров и солнц…Он видел Владык Света, которые держат миры невидимыми узами, а сами покорно движутся вокруг более могущественных светил, переходя от звезды к звезде и бросая непрестанное сияние жизни из вечно меняющихся центров до самых последних пределов пространства. Всё это он видел в ясных образах, все циклы и эпициклы, весь ряд кальп и махакальп »
и т.д. Конец цитаты внутри РМ. Не стоит надеяться, что тебя осенит что-нибудь подобное, однако
Цитата:
тем не менее, утешение в том, что каждая монада человеческая, без малейших исключений, рано или поздно, пусть даже после почти бесконечных времён, может быть, уже совсем в другой, не человеческой форме, в другом мире, достигнет этого состояния, и превзойдёт его, и оставит его за собой.
И далее ключевая фраза. Внимание!
Цитата:
А наше дело - делиться с другими тем лучшим, что мы имеем. Моё лучшее - то, что я пережил на путях трансфизического и метаисторического познания. Затем и пишется эта книга.
Из этой цитаты следует, что все рассуждения духовидца о Лиге, воспитании человека облагороженного образа, строительстве туннеля от Бомбея до Лондона, проекты реформ, а также описание будущей Розы Мира, а также (внимание!) вся история про пришествие Антихриста – все это ерунда. Нет, нет! Не кидайте в меня камни. Я не утверждаю, что все это ложь (хотя и она попадается), но как минимум не самое ценное в книге. Далеко не самое ценное. Второстепенное. И может быть лишнее.
Предварительный вывод-предложение: А если взять да и изъять из «Розы Мира» 1-ю и 12-ю книги? А в оставшихся десяти книгах подредактировать, максимально сократив рациональные рассуждения, проекты и прожекты Даниила? А?
Только не надо меня сразу бить.
Хотя бы представьте себе такое сокращенное издание. Так сказать, адаптированный вариант. Пусть с целью популяризации. Не торопитесь с приговором, господа.